Опекаемые дети в школе

Особенности социальной работы с опекаемыми детьми и их семьями в условиях общеобразовательного учреждения

Опекаемые дети в школе

Особенности социальной работы с опекаемыми детьми и их семьями в условиях общеобразовательного учреждения

Главной задачей современной системы образования является формирования всесторонне развитой, общественно-активной, социально-полноценной личности. Особенно актуальной эта проблема становится, когда речь идет о работе с детьми и подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации, в частности, с опекаемыми детьми.

Эти дети, как правило, выходцы из неблагополучных семей, лишившиеся по разным причинам родителей, часто плохо успевающие в школе и характеризующиеся различными проявлениями отклоняющегося поведения.

В связи с этим, опекаемые дети требует особого внимания к ним со стороны социальной службы школы и ее специалистов – социальных педагогов, психологов, специалистов по социальной работе (социальных инспекторов).

Основной формой устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является опека и попечительство. Согласно ФЗ « Об опеке и попечительстве», опека представляет собой форму устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет несовершеннолетних граждан),

попечительство является формой устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности.

Дети, лишенные родительского внимания и заботы, безнадзорные, ставшие по этой причине – социальными сиротами, характеризуются как дети, находящиеся в зоне социального риска. Они отчуждены не только от семьи, но, зачастую, от школы и общества в целом. Основными внешними причинами такого положения ребенка являются:

· неблагополучие в родной семье (недостаточная забота о ребенке со стороны родителей, конфликты в семье, жестокое обращение с ребенком, отсутствие или неучастие в воспитании ребенка одного или обоих родителей; злоупотребление родителями алкоголем и наркотическими веществами);

· низкий материальный уровень и плохие условия проживания родной семьи;

· неправильное отношение к ребенку и ошибки в воспитании, отрицание самоценности ребенка;

· педагогическая запущенность ребенка (плохая успеваемость, отсутствие интереса к учению);

· влияние дурной компании и ближайшего окружения;

· продажа алкоголя и сигарет несовершеннолетним;

· пропаганда насилия и жестокости через средства массовой информации.

На фоне этих неблагоприятных для ребенка обстоятельств, развиваются внутренние факторы, окончательно закрепляющие его в зоне социального риска:

· ощущение ребенком собственной ненужности;

· низкая самооценка, неуверенность в себе;

· недостаточный самоконтроль и самодисциплина;

· незнание и непринятие социальных норм и ценностей;

· неумение принимать адекватные решения в различных ситуациях;

· неумение правильно выражать свои чувства, реагировать на свои поступки и поступки других людей.

В связи с этим одним из важных направлений социальной работы школы является профилактика семейного неблагополучия, бродяжничества и безнадзорности в детской среде, а так же отклоняющегося поведения и правонарушений несовершеннолетних.

В настоящее время в нашей стране зафиксирован рост количества людей, оформляющих опеку и попечительство над несовершеннолетними, их права и обязанности регламентируются законодательством РФ: Семейным и Гражданским кодексами РФ, федеральными законами.

В связи с тем, что общеобразовательная школа является одним из ведущих факторов социализации, развития и образования несовершеннолетних, то особого внимания заслуживает работа с опекаемыми детьми и их семьями в этих учреждениях.

В них обучение и воспитание осуществляется в коллективной педагогически организованной среде, создающей условия для гармоничного развития личности каждого ребенка, его самораскрытия, проявления таланта и раскрытия его способностей, являющейся первой ступенью в самостоятельную жизнь подрастающего поколения.

В общеобразовательном учреждении работа с опекаемыми детьми и их семьями осуществляется, прежде всего, социальным педагогом, социальным инспектором, психологом и участковым полицейским. Их работа представляет собой совокупность различных технологий и методик работы с опекаемыми детьми и их семьями.

Все действия, направленные на поддержку и помощь этой категории населения, регламентированы законом и основываются на личностном и комплексном подходе.

Наблюдение за поведением опекаемого ребенка в школьном коллективе, условиями проживания в семье опекунов, анализ внутрисемейных отношений, изучение личностных качеств ребенка, окружающего опекунскую семью социума – это неполный перечень направлений деятельности социального педагога с опекаемым ребенком и его семьей.

Среди основных проблем опекаемых детей в общеобразовательном учреждении выделяются: плохая успеваемость; конфликты со сверстниками; проблемная домашняя среда, негативно влияющая на формирующуюся личность; замкнутость, комплекс личностного «Я». Каждая из вышеперечисленных проблем имеет свои способы решения, мы выделим рекомендации к их разрешению.

Плохая успеваемость. На успеваемость опекаемого ребенка влияет, как правило, наследственный фактор, его ближайшее социальное окружение и индивидуальное восприятие реального мира.

В данном случае социальный педагог должен разработать индивидуальную программу педагогической реабилитации ребенка, включающую основные мероприятия, направленные на умственное развитие ребенка, его раскрепощение и создание условий для раскрытия потенциальных возможностей самого ребенка к освоению школьной программы.

Часто причиной плохой успеваемости может послужить скованность и замкнутость ребенка. Здесь следует поставить задачу как можно лучше узнать ребенка и помочь ему забыть про свои страхи и комплексы. С этой целью необходимо организовывать коллективные мероприятия, тренинги, игры, которые помогут ребенку влиться в коллектив и ощутить себя уютно в нем.

Данная работа зачастую имеет длительный характер, главное, не отступать от заданной цели – помочь ребенку в усвоении школьной программы, оказывать ему психологическую поддержку и вселять уверенность в своих силах.

Конфликты со сверстниками.

 Для преодоления этой проблемы социальному педагогу необходимо осуществлять индивидуальный подход к опекаемому ребенку; организовывать комплексные мероприятия, позволяющие ему проявить свои лучшие стороны; создавать благоприятную атмосферу для свободной и планомерной социализации детей, находящихся под опекой и попечительством; осуществлять прямую работу с семьями опекаемых детей.

Успешная социализация ребенка зависит от коллективной среды и от положения индивидуума в ней. Связано это с тем, что человек – существо социальное, которое не может жить без социума, поэтому именно социум активно влияет на формирование его личности.

Однако часто в подростковом возрасте, у детей между собой, с коллективом, возникают разногласия и противоречия, вытекающие в конфликт.

Для разрешения конфликтных ситуаций и их профилактики в общеобразовательных учреждениях организуется совместная работа социального педагога и инспектора по социальной работе с классными руководителями, психологом и, непосредственно, с самими детьми.

В таких случаях наиболее эффективными являются преимущественно групповые и индивидуальные формы занятий с опекаемыми детьми: игры-занятия, тестирование, анкетирование, семинарские занятия для подростков.

Необходима также специально организованная работа с педагогическим коллективом в таких формах, как семинары, консилиум, консультации.

Проблемная домашняя среда, негативно влияющая на формирующую личность. С самого рождения на ребенка наиболее сильное влияние оказывают его родители и близкие. Однако дети, оказавшиеся под опекой, часто еще в раннем детстве по различным причинам оказались лишенными родительской любви и заботы.

Такая судьба создает препятствия к нормальному становлению и развитию их личности, влияет на их социальное положение в обществе. Такой ребенок не всегда уживается с новыми родителями или опекунами-родственниками. По различным причинам и обстоятельствам такие дети часто оказываются предоставленными сами себе, что негативно сказывается на их социализации.

В связи с этим социальный педагог и социальный инспектор школы работают с семьями опекаемых детей и приемными родителями, организовывая различные собеседования и мероприятия, направленные на психолого-педагогическую помощь и социальную поддержку данных семей. В качестве основных форм работы с опекунами выступают консультации, важны также тестирование и анкетирование.

Такая работа носит адресный характер, основанный на принципах гуманизма и альтруизма.

Проблема замкнутости, комплекс личностного «Я».

Как правило, замкнутость не является характерной чертой благополучного ребенка. Однако дети могут уходить в себя во время болезни, усталости или если их тяготит какая-то проблема.

Замкнутость, как воображаемая стена, может быть реакцией ребенка на проблемы общения с одноклассниками, связанные с игнорированием, или открытой враждебностью и непринятием его. Дети замыкаются из-за частых ссор родителей (приемных родителей или опекунов) и вообще из-за конфликтов в семье.

В таких случаях ребенку кажется, что лучшим способом урегулировать ситуацию – это стать менее заметным, потому что часто в конфликтах взрослых дети обвиняют себя. Замкнутость ребенка может появиться из-за нехватки общения со сверстниками.

Причин замкнутости у детей много, и поэтому, чтобы избежать данного отрицательного явления, нужно интересоваться жизнью детей, их проблемами, уделять им должное внимание, но при этом, необходимо знать меру, дабы не усугубить ситуацию.

Эффективной технологией преодоления всех выше указанных проблем опекаемых детей является профилактическая работа как особый вид социально-педагогической деятельности по предупреждению проблем в развитии и социальном становлении опекаемого ребенка. Основная цель профилактической работы – защита ребенка, его жизни, достоинства, права на развитие в меняющихся условиях социальной реальности.

Наряду с профилактической работой социальной службы школы и его ведущими специалистами, должна осуществляться деятельность, направленная на содействие адаптации опекаемого ребенка в окружаемом его социуме и его социально-педагогической и психологической реабилитации.

Ведущим средством социальной профилактики, реабилитации и адаптации детей из приемных семей, выступают различные, значимые в личностном плане и вызывающие положительные эмоции виды деятельности и общения.

Таким образом, выделенные нами основные проблемы опекаемых детей, с которыми сталкиваются специалисты в общеобразовательном учреждении, требуют от социальной службы школы следующих направлений деятельности: изучение личности опекаемых детей и их занятости во внеурочное время; организация часов общения; помощь в разрешении конфликтов с учителями и сверстниками; профилактическая, реабилитационная и адаптационная работа.

Социальная работы с опекаемыми детьми и их семьями в условиях общеобразовательного учреждения не возможна без взаимосвязи и тесного сотрудничества социальной службы школы с другими социальными институтами.

Для этого необходимо: организовывать в целях профилактики встречи опекаемых детей и их опекунов с работниками правоохранительных органов; организовывать для них индивидуальные беседы с юристом, социальным педагогом, психологом. Дополнительно необходимо проводить работу по профилактике вредных привычек: курения, токсикомании, наркомании, алкоголизма.

Желательно социальной службе школы организовать телефон доверия для детей и их родителей, в том числе, и для опекаемых детей и членов их семей.

задача специалистов по социальной работе – приложить все усилия для того, чтобы дети, нуждающиеся в защите и помощи со стороны государства, чувствовали себя комфортно в обществе и не ощущали чувства ущемленности и несправедливости.

Источник: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/363713-osobennosti-socialnoj-raboty-s-opekaemymi-det

План работы с опекаемым ребенком в школе

Опекаемые дети в школе

Минзия Шириязданова
План работы с опекаемым ребенком в школе

работы Мероприятия Исполнитель Сроки Роспись

I. Организационно-социальная работа

1 четверть

1

2 Изучение положения в семье.

Осеннее обследование условий жизни и воспитания подопечной Посещение семьи на дому

Шириязданова М. К. Сентябрь

Шириязданова М. К. Октябрь

II. Работа с опекаемыми детьми

1

2

3

4 Профилактическая работа

Индивидуальная работа Контроль посещения школы и успеваемости опекаемого Шириязданова М. К В течение 1 четверти

Контроль за посещением внеурочной деятельности. Шириязданова М. К

сетябрь

Октябрь

В течение 1 четверти

Вовлечение опекаемого ученика в культурно-массовые мероприятия школы, района.

– Игровая программа «Делу время-потехе –час»

– Проведение праздника «Здравствуй, осень золотая!»

Проведение бесед и консультаций

III. Работа с семьей опекаемого ребенка

1

2

3

Диагностика определения стиля общения.

Проведение цикла бесед:

Поддержание телефонной связи с опекунами

Тест «Ваш стиль общения».

«Родителям о правах ребёнка»

Шириязданова М. К Постоянно

октябрь

В течение

1 четверти

2 четверть

I Работа с опекаемыми детьми

1

2

3

4 Профилактическая работа

Индивидуальная работа Контроль посещения школы и успеваемости опекаемого

Контроль за посещением внеурочной деятельности.

Вовлечение опекаемого ученика в культурно-массовые мероприятия школы,района:

– День именинника

– Концерт ко Дню матери «Мы будем вечно прославлять ту женщину, чье имя- мать!»

– Изготовление поделок «Елочные игрушки своими руками»

Беседы и консультации по успеваемости В течение 2 четверти

В течение 2 четверти

Ноябрь

Декабрь

В течение 2 четверти

II Работа с семьей опекаемого ребенка

1

2

Проведение цикла бесед: Поддержание телефонной связи с опекунами

«Проявление форм жестокости у детей» В течение 2 четверти

3 четверть

I Работа с опекаемыми детьми

1

2

3

4 Профилактическая работа

Индивидуальная работа Контроль посещения школы и успеваемости опекаемого

Контроль за посещением внеурочной деятельности.

Вовлечение опекаемого ученика в культурно-массовые мероприятия школы,района:

– Урок – игра «Что вокруг нас может быть опасным!»

– Конкурс – выставка плакатов, коллажей и рисунков, посвященных Дню Защитников Отечества, 8 Марта

– Конкурсная программа посвященная 8 Марта

Беседы и консультации по успеваемости

Январь

Февраль

Март

В течение 3 четверти

II Работа с семьей опекаемого ребенка

1

2

Проведение цикла бесед: Поддержание телефонной связи с опекунами

«Имеет ли Ваш ребенок вредные привычки» В течение 3 четверти

4 четверть

I Организационно-социальная работа

1 Весеннее обследование условий жизни и воспитания подопечных. Посещение семьи на дому Шириязданова М. К Март

II Работа с опекаемыми детьми

1

2

3

4 Профилактическая работа

Индивидуальная работа Контроль посещения школы и успеваемости опекаемого

Контроль за посещением внеурочной деятельности.

Вовлечение опекаемого ученика в культурно-массовые мероприятия школы,района:

– Путешествие к звездам (Ко дню авиации и космонавтики)

– Час общения «Доброе слово и кошке приятно»

-участие в митинге ко Дню Победы.

– игра «Мульти-пульти»

Беседы о правилах поведения в общественных местах.

Апрель

Апрель

Май

III Работа с семьей опекаемого ребенка

1

2

Проведение беседы Поддержание телефонной связи с опекунами

«Организация летнего отдыха подопечных детей» Шириязданова М. К В течение 4 четверти

Май-июнь

Отчёт посещаемости школы Житеневой Саши.

№ месяц Количество пропусков

1 Март 1-5ур. (по уваж. прич.)

2

3 –

Классный руководитель: Шириязданова М. К.

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/plan-raboty-s-opekaemym-rebenkom.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.