Основания отобрания ребенка

Отобрание ребенка

Основания отобрания ребенка
Энциклопедия МИП » Семейное право » Опека и усыновление » Отобрание ребенка

При осуществлении родительских прав родители не должны своими действиями причинять ребенку физический или моральный вред и не должны влиять в отрицательном русле на их развитие.

При осуществлении родительских прав родители не должны своими действиями причинять ребенку физический или моральный вред и не должны влиять в отрицательном русле на их развитие. Родители имеют право на самостоятельный выбор способа воспитания ребенка, но только если он не противоречит интересам ребенка.

Исходя из действующей правовой базы, способ воспитания должен исключать пренебрежительное или грубое обращение с ребенком, а также принудительную эксплуатацию и физическое насилие.

Если будет установлено, что родители ребенка недолжным образом принимают участие в его воспитании, а их прямые или косвенные действия могут привести к появлению опасности для жизни, развития или здоровья несовершеннолетнего, то в таком случае государство оставляет за собой право произвести отобрание ребенка, чьи интересы поддаются грубому попранию.

Основания для отобрание ребенка из семьи

Нередко возникают проблемные ситуации, которые нуждаются в срочной реакции со стороны государства и уполномоченных органов по применению комплексного подхода к защите прав и интересов детей из-за существующей угрозы для их жизни и здоровья.

Отобрание ребенка у родителей регламентируется в соответствии с положениями ст.77 СК РФ. В данном нормативном документе перечислены все основания, которые могут послужить для того, чтобы ребенок был изъят из собственной семьи.

Правовым основанием для осуществления подобной меры (отобрание ребенка) выступает решение уполномоченных органов об изъятии ребенка из семьи.

Но при этом, стоит обратить внимание на то, что данная мера может быть применена исключительно в тех ситуациях, когда ребенок находится в реальной опасности, которая исходит со стороны его родителей.

Кроме того, изъятие ребенка может быть проведено только тогда, когда имеются весомые доказательства, что ребенок в собственной семье поддается неправильным и противоправным способам воспитания.

Для того, чтобы произошло отобрание ребенка, необходимо наличие следующих факторов:

  • Родители грубо нарушают права ребенка на получение образования, то есть не отдают его в школу и не проводят никаких действий для формирования интеллектуального развития несовершеннолетнего;
  • Если ребенок постоянно проживает в атмосфере страха, физического или морального воздействия;
  • Если основные потребности ребенка (в еде, отдыхе, одежде и т.д.) родителями игнорируются;
  • Если имеет место регулярное избиение детей, влекущее за собой угрозу здоровью и жизни несовершеннолетнего. Причем в данном случае будет осуществлено немедленное изъятие ребенка.
  • Если будет установлено, что в отношении ребенка применимы вышеуказанные факторы, то государство имеет право забрать его от родителей, которые недолжным образом проводят комплекс действий по воспитанию ребенка и формированию его как личности.

Угроза жизни ребенка и его здоровью

Под угрозой жизни и здоровью ребенка понимают комплекс действий со стороны его родителей, которые могут повлечь за собой опасные травмы и неправильное развитие ребенка, как в физическом, так и в моральном плане.

Стоит отметить, что отечественное уголовное законодательство предусматривает суровую ответственность за угрозу жизни и здоровью человека, даже если она и не была реализована. В случае с нарушением прав ребенка под угрозой жизни и здоровью будут понимать неправильный способ воспитания ребенка, регулярное нарушение его основных прав и не следование его интересам.

При этом ответственность родителей наступит не только в случае, если ребенок будет постоянно подвергаться физическим наказаниям, а и в тех ситуациях, когда имеет место устная угроза по осуществлению данных действий. Государство считает, что даже угроза физического наказания, высказанная в адрес ребенка, может отрицательно сказаться на его развитии и дальнейшей жизни, и потому подобное необходимо сразу же пресекать.

Тем не менее, стоит также обратить внимание и на то, что прежде, чем выполнить процесс отобрание ребенка из-за постоянно возникающих угроз его здоровью и развитию, уполномоченные органы обязаны проверить все существующие доказательства по установлению реальности данного факта. Для этого стоит предпринять следующие действия:

  • Опросить соседей и родственников ребенка относительно того, как происходит процесс его воспитания со стороны родителей;
  • Получить подтверждение опасной ситуации со стороны представителей органов опеки, детского сада и школы;
  • Провести полноценный медицинский осмотр ребенка с целью установления его травм (в том числе и психологического характера).

Порядок отобрания детей

Отобрание ребенка из семьи может иметь существенные различия по срокам. В некоторых случаях государство вынуждено назначить оперативную проверку по факту создания опасной среды воспитания для ребенка.

Немедленное отобрание ребенка производится в тех случаях, когда угроза здоровью или жизни ребенка имеет явные признаки и может возникнуть в любой момент.

В такой ситуации ребенок будет изъят незамедлительно и лишь после этого будет получен соответствующий акт.

Процесс изъятие детей из семьи органами опеки имеет некоторые ключевые особенности. В первую очередь, к ним относят вынесение официального решения со стороны муниципальных органов власти после того, как будет рассмотрено сообщение о том, что ребенок в данной семье подвергается опасности.

Процесс отобрание ребенка из семьи происходит под контролем органов опеки и попечительства. После того, как ребенок поступает к ним под юрисдикцию, его поселяют в специализированном детском учреждении, или же передают временным опекунам, в качестве которых могут выступать ближайшие родственники ребенка.

Помимо этого, изъятие детей из семьи органами опеки и попечительства (отобрание ребенка) имеет свои особенности:

  • Уведомление прокуратуры об изъятии ребенка после подтверждения факта нарушения его прав и установления реально существующей угрозы для его жизнедеятельности. Прокуратура, в свою очередь, по результатам уведомления будет определять реальную степень ответственности родителей и может принять решение о возбуждении уголовного процесса;
  • В течении семи календарных дней представители органов опеки обязаны подать в суд иск о лишении родительских прав или в случае с нарушением прав ребенка в пределах приемной семьи – об отмене усыновления;
  • В кратчайшие сроки органы опеки обязаны устроить ребенка на временное попечительство в приемную семью, близким родственникам, которые изъявили желание заботится о потребностях ребенка, или же в социальный реабилитационный центр, где несовершеннолетнему будет оказана вся необходимая помощь в преодолении проблем;
  • Опросить потенциальных свидетелей, которые могут подтвердить факт надлежащего обращения с ребенком со стороны его родителей;
  • Выяснить, как характеризуют ребенка и его родителей учителя в школе (воспитатели детского сада), лечащие врачи и соседи;
  • Составить обращение в органы полиции с просьбой помощи в установлении истины со стороны местного участкового.

Если же угроза жизни ребенку исходит от лиц, у которых он находится на попечении по результатам усыновления, то в таком случае органы опеки имеют право отобрать ребенка без судебного решения, но при условии наличия существенных обстоятельств.

Изъятие детей из семьи органами опеки

Изъятие детей из семьи органами опеки и попечительства, а также муниципальными властями происходит в случаях, если они получат подтверждение того факта, что ребенок растет и развивается в опасной среде, которая грозит отрицательным воздействием на здоровье и жизнедеятельность несовершеннолетнего, то в таком случае они получают право изъятия ребенка из семьи.

При этом стоит отметить, что изъятие детей из семьи органами опеки и попечительства должен сопровождаться оформлением документации, в качестве которой выступает акт об отобрании детей.

По сути, это письменное заявление установленного образца, в котором указываются причины для принятия подобного решения, указываются обстоятельства, при которых процесс изъятия ребенка происходит и определяются юридические и правовые последствия данной процедуры для ребенка и его родителей.

При составлении акта учитывается немало факторов, которые должны быть отображены в результатах проверки со стороны уполномоченных органов. В частности, речь идет о:

  • Обстоятельствах, которые подвигли органы опеки на проведение проверки;
  • Обеспеченности ребенка предметами первой необходимости (еда, одежда, игрушки и т.д.);
  • Санитарном состоянии помещения, в котором проживает ребенок;
  • Общем состоянии здоровья несовершеннолетнего гражданина.

В обязательном порядке в акте должен констатироваться факт того, что ребенок находится в нездоровой среде, которая может в любой момент оказать негативное воздействие на его жизнедеятельность и развитие. Чтобы акт был законодательно подтвержденным, предварительно необходимо обследовать условия жизни ребенка в его семье и вынести конкретные предписания.

Передача детей органам опеки

Если будет установлено, что ребенок растет и развивается в опасной среде, которая несет реальный вред его здоровью и жизни, то органы опеки совместно с муниципальными властными структурами имеют право изъять ребенка из опасного для него общества. После этого начинается процесс передачи ребенка под попечительство.

Если у ребенка есть близкие родственники, которые изъявили активное желание принимать участие в его жизни и воспитании, то ребенок может быть передан под их ответственность по решению суда, или по согласованию с самим ребенком, при условии что он достиг 14-летнего возраста. При этом органы опеки будут обязаны проверить условия, в которых будет проживать ребенок в приемной семье (у опекунов), и внимательно отслеживать его дальнейшую судьбу.

Если же у ребенка нет близких родственников, или же они не имеют возможности принять на попечение ребенка, а также у них нет необходимых условий для обеспечения ребенка нормальным воспитанием и качеством жизни, то в таких ситуациях ребенок будет передан под ответственность органов опеки.

В данной ситуации ребенок будет помещен в специализированное воспитательное учреждение для детей или же в приемную семью, которые и будут в дальнейшем заниматься вопросами обеспечения ребенка. Однако стоит отметить, что данное решение может быть принято исключительно судом, а до того момента попечительство органов опеки над несовершеннолетним будет временной мерой.

Источник: https://advokat-malov.ru/opeka-i-usynovlenie/otobranie-rebenka.html

Законопроект об ограничении изъятия детей из семьи: как он будет работать

Основания отобрания ребенка

В начале июля в Государственную Думу был внесен пакет поправок, которые призваны ограничить внесудебный порядок изъятия детей из семьи.

Предлагаемые нормы направлены на обеспечение конституционных положений о защите семьи, создание условий для достойного воспитания детей в семье.

Сейчас над законопроектом работает профильный Комитет по государственному строительству и законодательству, рассмотреть его предполагается в осеннюю сессию.

В адрес редакции официального сайта ГД и социальных сетей поступают многочисленные вопросы с просьбой разъяснить положения законопроекта. Вместе с пресс-службой профильного комитета отвечаем на наиболее частые из них.

Угрозаребенку — что это значит и кто будет определять ее наличие?

Законопроект разработан в целях защиты семьи,создания условий для достойного воспитания детей в семье. Новые нормы направленына ограничение внесудебного порядка отобрания детей из семьи.

Предлагается передать вопрос отобранияребенка (при непосредственной угрозе его жизни или здоровью) из компетенцииорганов опеки и попечительства в компетенцию суда.

По поводу оснований для подачи заявления в суд об отобрании ребенка необходимо отметить следующее. Условия, в которыхнаходится ребенок, должны свидетельствовать о явной угрозе его жизни и здоровью.

То есть – о реальной возможностинаступления негативных последствий в виде смерти, причинения серьезного вреда егофизическому или психическому здоровью вследствие поведения родителей (одного из них) либо иных лиц, на попечении которых ребенок находится.

Речь, в частности,идет об отсутствии ухода за ребенком, отвечающего его физиологическимпотребностям в соответствии с возрастом и состоянием здоровья.

Например, высокаястепень физического истощения ребенка и непредоставление ему в течениедлительного времени воды, питания, отсутствие ухода за грудным ребенком либооставление его на длительное время одного, без присмотра. Реальная степеньопасности для ребенка должна определяться в каждом конкретном случае с учетомвозраста, состояния здоровья, а также иных обстоятельств его проживания.

По законопроектуорган опеки и попечительства или орган внутренних дел, получившие сообщение о нахождении ребенка в опасной ситуации, должны немедленно проверить эти обстоятельства.И, если по их мнению такая опасность действительно существует, то передать всенеобходимые доказательства в суд.

Суд в заседании с участием прокурора,родителей ребенка, самого ребенка (при возможности для него принять участие), а также при необходимости – иных заинтересованных лиц (родственников, психологови т. п.) решает вопрос о возможности или невозможности дальнейшего нахожденияребенка в данном месте.

Здесь важен индивидуальныйподход и оценка совокупности всех обстоятельств той или иной тяжелой ситуации.

Отметим, чтосейчас вопрос об отобрании ребенка из семьи относится к компетенции органовопеки. Основанием для этого нередко является отсутствие нужных или наличие просроченныхпродуктов питания в холодильнике, нехватка игрушек у ребенка, отсутствиеотдельной комнаты, громкий плач малыша, оставление малолетнего с бабушкой и дедушкой, наличие синяков на теле ребенка и т. п.

Немало примеров того, когдамалообеспеченные семьи обращались за денежной помощью в государственные и муниципальные органы, чем привлекали внимание органов опеки и попечительства, и становились жертвами применения статьи 77 Семейного кодекса, которая позволяет этиморганам немедленно изъять ребенка из семьи. Решение принимается имисамостоятельно.

А родственники потом могут оспаривать действия органов опеки в суде.

Ктои по каким признакам будет решать, что есть риск наступления смерти ребенка в течение нескольких часов?

Напомним, что основаниячасть норм законопроекта посвящена судебной процедуре отобрания ребенка. В основеэтих норм заложена идея – спасти ребенка. Мерыпо немедленному внесудебному отобранию носят чрезвычайный характер. Их применениевозможно только в исключительных случаях, не терпящих отлагательств.

Еслисмерть ребенка может наступить в течение нескольких часов, орган опеки и попечительства с участием прокурора и органа внутренних дел может произвестиотобрание. То есть процедура будет коллегиальной — помимо органа опеки будетприсутствовать и прокурор, и представитель органа внутренних дел.

В настоящее времявопросы немедленного отобрания ребенка решаются индивидуально органом опеки.Прокурор при этом лишь уведомляется об отобрании. Он не присутствует на месте и не может непосредственно оценить ситуацию, в которой находится ребенок.

К сожалению, при такой процедуре случается, что изъятие ребенка не имеет подсобой оснований реальной угрозы его жизни или здоровью, или более того, связаныс нежеланием оказать социальную поддержку многодетным семьям, семьям,нуждающимся в улучшении жилищных условий или оказавшихся в тяжелой жизненнойситуации.

Рисксмерти в течение нескольких часов — это сколько? Если есть риск смерти в течение нескольких дней — от недоедания, например — это подпадает под«несколько часов»?

Законопроектомпредполагается оперативная оценка ситуации, которая сложилась в каждойконкретной семье. Здесь важен индивидуальный подход и изучение совокупностивсех обстоятельств той или иной тяжелой ситуации.

Например, серьезноефизическое истощение малолетнего ребенка в течение длительного временинаходящегося без присмотра.

Конечно, сам по себе факт отсутствия продуктов в холодильнике не может быть таким обстоятельством, он должен быть оценен в совокупности с другими фактами.

Какродителям успеть подготовиться к суду, если его проводят в течение 24 часов?Как успеть найти подходящего адвоката за это время?

Прежде всего, надо понимать, что речь идето жизни ребенка. Степень социальной опасности ситуации высока. Поэтому предлагаютсятакие сроки.

Заявление об отобрании ребенкарассматривается в судебном заседании с обязательным участием представителя органа опеки и попечительства,прокурора, родителей, других заинтересованных лиц (психолога, педагога и др.) и самого ребенка.

При этом в суде будет решен вопрос не об ограничении родительских прав и всеми вытекающими из этого последствиями, а только вопрос факта – может ли ребенок в сложившейся ситуации безопасно находиться дома. Лишение илиограничение родительских прав – это другой вопрос, который будетрассматриваться в отдельном процессе. На это обращается особое внимание.

Родители вправе нанять адвоката. В этом имможет быть оказана необходимая помощь. Надо обратить внимание, что по действующей процедуре наличие адвоката не предполагается в принципе –немедленное отобрание происходит вообще без санкции суда.

К примеру, сокращенные срокипроцессуальных действий также предусмотрены в уголовном процессе — в отношении подозреваемого, задержанного при наличии явных следовсовершения преступления.

Почемусуд закрытый?

Разбирательствов закрытом судебном заседании должно обеспечивать неприкосновенность частной жизни граждан. Например,сейчас по ГПК РФ всегда в закрытых процессах рассматриваются дела, связанные с усыновлением (удочерением) ребенка.

Если бы заседание было публичным, то в зале могли быприсутствовать посторонние лица, т. е. публика или СМИ. А это может негативносказаться на состоянии ребенка, особенно если его психика и так былатравмирована опасной ситуацией. Кроме того, это может повлечьразглашение информации о частной жизни.

Какможно будет оспорить решение суда?

Решения могут бытьобжалованы в общем порядке – то есть в апелляции, кассации, и в порядкенадзора. Так, например, в соответствии со ст. 320.

1 ГПК РФ решение районного суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в верховный суд республики, краевой, областной суд, судгорода федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа.

Жалобаподается в течение месяца со дня принятия решения судом первой инстанции.

Посколькусудебное разбирательство будет проходить с участием прокурора, он также сможет оспоритьрешение суда, если посчитает, что интересы ребенка не соблюдены. Таким образом,вариантов защиты в соответствии с законопроектом становится больше, а не меньше.

Правда ли, что законопроект сделает возможным срочное изъятие детей из семьи по любымпричинам?

Нет, наоборот, законопроект предусматривает существенноеограничение возможных злоупотреблений со стороны органов опеки и попечительства в вопросах изъятия детей из семьи, которые в настоящее время, к сожалению, нередки. В суде должны быть представлены и исследованы все доказательстваи обоснования того, что действительно существует непосредственная угроза жизни ребенка или его здоровью.

Сейчас же решения об изъятии принимаются органами опеки и попечительствасамостоятельно, по их усмотрению, без учета мненияродителей, прокурора, органа внутренних дел, психолога, иных заинтересованныхлиц.

Еслизаглянуть в отечественную историю, в семейном законодательстве СССР (Основызаконодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье 1968 года,Кодекс о браке и семье РСФСР 1969 года)былаустановлена именно судебная процедура отобрания детей, независимо от лишенияродительских прав – в случае, если ребенок находился в опасности. А в исключительных случаях — при непосредственной угрозе жизни и здоровью ребенка —орган опеки и попечительства мог самостоятельно принять решение о немедленномотобрании ребенка, лишь уведомив прокурора, и обратившись впоследствии в недельный срок с иском в суд о лишении родительских прав.

Похожуюпроцедуру предлагается закрепить сейчас, но еще больше ограничив усмотрениеопеки. Указывается, что немедленное отобрание ребенка органами опеки можетпроизводиться только при участиипрокурора и органа внутренних дел — при наличии оснований полагать, что смертьребенка может наступить в течение нескольких часов. То естькогда промедление можетпривести к неминуемой гибели ребенка.

Какбудут наказывать чиновников из органов опеки, превышающих свои полномочия?

Предлагаемые нормы уменьшают возможные«превышения» и злоупотребленияполномочиями. Нормы направлены на защиту прав ребенка. Если все‑таки чиновникинарушают закон, то на них распространяются все общие меры ответственности,предусмотренные законодательством. Они должны будут возместить вред,причиненный незаконными действиями, т.

 е. к ним будут применены меры гражданско-правовойответственности. Также дисциплинарная ответственность – вплоть до увольнения. Возможна и уголовная ответственность – за халатность в соответствии со ст. 293 УК РФ. Если же в результатенезаконных действий органов опеки ребенок погибнет, то наказание — лишениесвободы до пяти лет.

Источник: http://duma.gov.ru/news/49126/

Отобрание ребенка: что это такое, причины, последствия

Основания отобрания ребенка

Законодательство России строго блюдет соблюдение прав и обязанностей ее граждан, в частности семейные правоотношения.

Случается, что в семье происходят конфликты и права ребятишек, рожденных в этом союзе нарушаются.

Существуют различные наказания для родителей за подобные провинности.

Самые строгие наказания – лишение родительских прав и возможности участия в родительских правоотношениях, а также тюремное заключение за самые грубые нарушения закона.

Но, не все деяния могут быть подвержены столь строгой ответственности. Поэтому, семейный кодекс РФ предусматривает менее грозные наказания для нерадивых родителей. Например, ограничение прав или отобрание ребенка без лишения прав.

Что такое отобрание ребенка и для чего нужно

Сама по себе формулировка данной меры ответственности перед детьми звучит устрашающе, и многих родителей, не обремененных знанием законов, ввергает в шок и заставляет бояться применения ее по отношению к своим ребятишкам.

Для чего применяется эта формулировка и что она означает? 

Важно понимать, что при осуществлении своих прав и обязанностей, не позволительно применять насилие и жестокость в отношении отпрысков, причинять вред физическому, психоэмоциональному, нравственному здоровью. 

Не разрешается также применять в воспитании меры устрашения, угроз, запугивания, экономического насилия, строгих наказаний, способных повлиять на развитие ребенка и социализацию в гражданско-правовом обществе.

В случае уничижения достоинства ребенка, оскорбление его чести, жестокого отношения в процессе воспитания, эксплуатации и насилия применяются меры наказания.

Такие ситуации требуют немедленной реакции правоохранительных органов и органов опеки по изоляции обидчиков от несовершеннолетнего гражданина. Для этого применяется первичная мера наказания – отобрание отпрыска от своих биологических провинившихся родственников.

Основания

Просто так, безосновательно или по собственному желанию никто не вправе отобрать малыша у его законных представитель. Для осуществления процедуры потребуется предоставить органам опеки весомые причины и доказательства правомерности требований по изъятию малыша.

Семейным кодексом РФ строго регламентированы ситуации, в которых допустимо отобрание ребенка у законных представителей:

  • согласно пункту 5 статьи 71 ск рф, процедура проводится при лишении обоих родителей прав на воспитание детей;
  • согласно пункту 4 статьи 74 ск рф, данная мера допустима при ограничении биологических представителей в их правах по отношению к ребенку;
  • п.2 ст 64 ск рф разрешает к проведению отобрание ребенка у родителей без лишения родительских прав, если ни один из них не в состоянии обеспечить материальное существование своего отпрыска (на основании справок о доходах и состояния жилищных условий);
  • статья 77 ск рф разрешает отобрание ребенка при непосредственной угрозе его жизни и здоровью.

Порядок изъятия отпрысков у родителей регулируется органами опеки.

Стоит отметить, что данная мера направлена именно в отношении нерадивых биологических пап и мам, отобрать ребятишек у других законных представителей или опекунов, которыми являются детские учреждения и родственники, не представляется возможным на основании вышеперечисленных статьей семейного кодекса РФ.

Процедура

Помимо причин безотлагательного изъятия несовершеннолетнего гражданина из биологической семьи, стоит рассмотреть подробно саму процедуру этого процесса.

Кратко процедура отобрания ребенка выглядит следующим образом:

  1. Выявляется наличие оснований для предъявления жалобы вторым родителем или другим членом семьи (это могут быть угрозы жизнью и здоровью, применение насилия в семье, нищенское существование и бродяжничество).
  2. Предъявления жалобы или заявления родственниками на основании выявленных нарушений в семье, где проживает несовершеннолетний.
  3. Незамедлительная реакция органов опеки и правоохранительных организаций по устранению нежелательного влияния на несовершеннолетнего.
  4. Вынесение органами исполнительной власти субъекта федерации постановления о незамедлительном отобрании ребенка при угрозе жизни и здоровья.
  5. Представителями органов попечительства над детьми осуществляется изъятие ребятишек от безответственных опекунов на законных основаниях.
  6. Проведение расследования в отношении совершенных деяний родственниками несовершеннолетнего и установление необходимых мер ответственности.
  7. Применение необходимых мер ответственности по отношению к биологическим попечителям изъятых детей (это может быть ограничение и лишение их прав, в зависимости от степени нарушения закона).

Для возбуждения уголовного дела в отношении грубых нарушителей семейного кодекса рф, органы опеки сообщают прокурору о проведенной ими процедуре отобрания и о факте содержания ребенка в ненадлежащих условиях, угрожающих жизни и здоровью, а также о применении насилия по отношению к несовершеннолетнему.

Факт актуальных условий содержания детей в семье должен быть подтвержден актом, закрепляющим проведение исследования этих условия и основания расследования.

При отобрании ребятишек, органы опеки обязаны обеспечить устройство детей, оставшихся без попечения родителей в детские социальные организации временного пребывания, осуществляющие реабилитационные работы с несовершеннолетними детьми из неблагополучных семей.

В течение одной рабочей недели после отобрания ребятишек от семьи, представители органов опеки предоставляют исковое заявление в судебную инстанцию на рассмотрение вопроса об ограничении или лишении прав биологических родителей с целью обезопасить несовершеннолетних от пагубного влияния родителей.

Последствия

Последствия данной меры зависят от того, какие предпримет действия судебная инстанция в отношении безответственных попечителей.

Это может быть полное или частичное лишение прав с утратой возможности контакта с отпрысками в установленном порядке или без утраты этого права.

Также, при тяжком причинении вреда физическому или психоэмоциональному состоянию ребенка, нерадивых родителей судья приговори к тюремному заключению.

Возможны менее строгие наказания, которые повлекут за собой частичную утрату возможности самостоятельного воспитания отпрысков и влиянию на них родителей.

Источник: https://zakonsovet.com/semejnoe/prava-i-objazannosti/prava-roditelej/otobranie-rebenka.html

Администрация Починковского района – Прокуратура разъясняет! Основания и порядок отобрания ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью

Основания отобрания ребенка

В соответствии со ст. 77 СК РФ  при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится.

Немедленное отобрание ребенка производится органом опеки и попечительства на основании соответствующего акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо акта главы муниципального образования в случае, если законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами.

При отобрании ребенка орган опеки и попечительства обязан незамедлительно уведомить прокурора, обеспечить временное устройство ребенка и в течение семи дней после вынесения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо в случае, если законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами, главой муниципального образования акта об отобрании ребенка обратиться в суд с иском о лишении родителей родительских прав или об ограничении их родительских прав.

Основаниями, по которым можно изъять ребёнка из семьи, являются:

  • Алкогольная, наркотическая или токсическая зависимость родителей или опекунов;
  • Повторяющиеся эпизоды семейного насилия;
  • Несоблюдение родителями мер предосторожности при привлечении ребёнка к бытовому труду;
  • Неправомерная эксплуатация детского труда;
  • Неспособность организовать необходимый для гармоничного развития отпрыска воспитательный процесс;
  • В случаях, если мать и отец уже лишены родительских прав (пункт 5 статьи 71 СК РФ) или их права на ребёнка ограниченны (пункт 4 статьи 74 СК РФ);
  • Сексуальные домогательства по отношению несовершеннолетних со стороны родственников или лиц, на попечении которых дети находятся.

Органы опеки вправе забрать ребенка из семьи без предупреждения и незамедлительно. Пунктом 1 статьи 77 Семейного кодекса предусматривается, что незамедлительное изъятие является прерогативой уполномоченной организации. Родители или опекуны не имеют юридического права препятствовать рассматриваемой процедуре.

По факту, процедура изъятия ребёнка из семьи имеет следующую структуру:

  • Поступление жалоб на семью или самостоятельное привлечение интереса органов опеки и попечительства к конкретным гражданам;
  • Изучение имеющейся информации;
  • Явка инспектора по месту изъятия несовершеннолетнего с целью проверки жилищных условий ребёнка;
  • Далее выносится предупреждение или непосредственное изъятие ребенка;
  • В случае последнего — зачитывание родителям или опекунам оповещения об изъятии ребёнка из семьи;
  • До выяснения обстоятельств несовершеннолетний остаётся под попечительством органов опеки;
  • Дальнейшие разбирательства происходят в судебном порядке (на основании искового заявления о лишении родительских прав, направленного органами опеки), где интересы малолетнего гражданина представляет попечительская организация.

Попечительские функции может на себя взять орган местного управления, если это разрешено законодательством того субъекта Российской Федерации, на территории которого выдвигается подобное ходатайство.

Передача детей при изъятии из семей в уполномоченные попечительские организации может быть произведена:

  • На добровольной основе — если родители отказываются от родительских прав;
  • В принудительном порядке.

Если несовершеннолетнего забрали из семьи принудительно, эта мера может носить временный характер.

До выяснения обстоятельств в судебном порядке, ребёнок временно размещается в одном из бюджетных учреждений типа «Дома Малютки» или Детского дома, или временно передаётся на содержание другой семьи.

В соответствии с законодательством, ребёнок не может быть усыновлён другой семьёй без разрешения родителей или опекунов до тех пор, пока эти граждане не лишатся родительских прав. Также согласия родителей не требуется, если они:

  • Пропали без вести;
  • Официально (в судебном порядке) признаны недееспособными;
  • По неуважительным причинам не проживали с ребёнком в течение длительного временного периода (больше 6 месяцев).

В течение всего времени, пока идёт судебное разбирательство, инспектор-попечитель не вправе препятствовать общению семьи с ребёнком, которого из неё изъяли.

Исключение составляют лишь те случаи, когда родители или опекуны намеренно вредят несовершеннолетнему, нанося ему телесные или психологические травмы.

Непосредственно после процедуры изъятия несовершеннолетнего попечительская организация обязана уведомить прокурора.

После изъятия ребенка из семьи органами опеки и попечительства в течение7 рабочих дней направляется исковое заявление в суд с целью лишения родительских прав недобросовестных отца и мать. Если суд выносит решение в пользу ответчика, отпрыск возвращается к родным.

Если судопроизводство решило удовлетворить ходатайство истца, родители лишаются прав на ребёнка. Однако отпрысков, признанных социальными сиротами, могут взять под опеку другие родственники. К тому же, со временем родители смогут восстановить родительские права, если их случай не был вопиющим, и они смогут доказать, что исправились и готовы обеспечить отпрыска всем необходимым.

Важно помнить, что лишение родительских прав не освобождает родителей от алиментных выплат, а вот заставить брошенного в юном возрасте отпрыска ухаживать за престарелыми родственниками в будущем не сможет ни один суд.

Ситуация осложняется, если к тому времени, когда родные захотят вернуть несовершеннолетнего в семью, он уже будет усыновлён. В таком случае дополнительных судебных разбирательств избежать не удастся. Если отпрыску к тому времени исполнится 14 лет, судья, при вынесении вердикта, будет опираться на его мнение по поводу того, в какой семье ему дальше жить.

Подготовил помощник прокурора Починковского района В. Беляков

Источник: https://pochinki.org/index.php/organiz/prokuratura/742-prokuratura-raz-yasnyaet-osnovaniya-i-poryadok-otobraniya-rebenka-pri-neposredstvennoj-ugroze-zhizni-rebenka-ili-ego-zdorovyu

Законопроект об отобрании детей: как на самом деле?

Основания отобрания ребенка

В Госдуме находится законопроект об изменении порядка изъятия детей из семей, а именно законодатели хотят ограничить внесудебный порядок такого изъятия. Этот проект обсуждался практически всеми СМИ страны. Мы решили проанализировать его с формальной юридической стороны. 

Сейчас над законопроектом работает профильный Комитет по государственному строительству и законодательству, рассмотреть его предполагается в осеннюю сессию.

Фото из открытых источников (https://www.unsplash.com)

Суть законопроекта

#новый законопроект предусматривает внесение изменений в Гражданский процессуальный кодекс РФ (ГПК РФ), в #семейный кодекс РФ (СК РФ) и в Закон «О полиции». 

Изменения в ГПК РФ

В ГПК РФ предлагается дополнить положение о том, что в порядке особого производства судом рассматриваются дела об отобрании ребенка принепосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью (пункт 12, часть 1, статьи 262 ГПК РФ).

Основным смыслом особого производства является отсутствие спора о праве.

В особом порядке происходит установление обстоятельств, имеющих юридическое значение, которые в дальнейшем могут повлиять на возникновение, изменение и прекращение личных и имущественных прав граждан, а в некоторых случаях – и признание определенных юридических последствий, связанных с установлением этих фактов (например, признание недвижимой вещи бесхозяйной и права собственности на нее). По общему правилу, при установлении наличия спора о праве суд выносит определение об оставлении первоначального заявления без рассмотрения. Следовательно, законодателями, с нашей точки зрения не до конца проработан вопрос о том, что будет, если кто-либо из участников (например родители) будут оспаривать необходимость отобрания ребёнка. Будет ли это означать, что тяжба перетечёт в затяжное исковое разбирательство? Насколько это будет отвечать прежде всего интересам ребёнка?

Справедливости ради отметим, что рассмотрение дел в особом порядке происходит по времени быстрее, чем в обычном (исковом) порядке. Кроме того, законодатель предусмотрел и то, что заявление о изъятии детей из семьи подлежит рассмотрению судом в ускоренном режиме – в течение 24 часов с момента поступления.

Законодатели предлагают также внести в ГПК РФ новую главу 38.1 «Отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью».

Согласно предлагаемым положениям, при непосредственной угрозе жизни или здоровью ребенка орган опеки и попечительства или орган внутренних дел, которые получили информацию о такой угрозе подают заявление об отобрании ребенка из семьи в районный суд по месту фактического пребывания ребенка.

В заявлении помимо данных о ребёнке и лицах, на попечении которых он находится в настоящий момент, указываются основания, свидетельствующие о необходимости отобрания ребенка в связи с непосредственной угрозой его жизни или здоровью.

#судебный процесс по этому вопросу проходит в закрытом судебном заседании с обязательным участием представителя органа опеки и попечительства и прокурора, а также с участием родителей (одного из них) или иных лиц, на попечении которых находится ребенок, а в необходимых случаях также других заинтересованных лиц и самого ребенка, об отобрании которого подано заявление, если участие этого ребенка в судебном заседании возможно.

По итогу рассмотрения, суд выносит решение, которым удовлетворяет заявление или отказывает в его удовлетворении. 

Решение суда об отобрании ребенка является основанием для немедленного отобрания ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых  находится ребенок, судебным приставом-исполнителем с участием органа опеки и попечительства, органа внутренних дел и прокурора.

Изменения в СК РФ

Законодатели предлагают изменить статью 77 СК РФ «Отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью» и прописать следующие положения.

В случае возникновения непосредственной угрозы жизни ребенка или его здоровью лицо, которому об этом стало известно, должно обратиться в орган опеки и попечительства или в ОВД по месту нахождения ребенка. 

Эти органы при получении указанных сведений обязаны незамедлительно проверить такую информацию и при установлении реальной угрозы обратиться в суд по месту нахождения ребенка с заявлением об отобрании ребенка.

Отобрание ребенка производится судебным приставом-исполнителем с участием органа опеки и попечительства, ОВД и прокурора на основании решения суда.

В исключительных случаях, при наличии оснований полагать, что смерть ребенка может наступить в течение нескольких часов, орган опеки и попечительства с участием прокурора и ОВД может произвести отобрание ребенка, составив акт об отобрании ребенка с указанием обстоятельств, свидетельствующих о непосредственной угрозе жизни ребенка

В случае несогласия с такими действиями, они могут быть оспорены. 

После отобрания ребенка орган опеки и попечительства обязан незамедлительно обеспечить временное устройство ребенка, а также в течение семи дней с момента отобрания ребенка обратиться в суд с иском об ограничении родительских прав или о лишении родителей родительских прав либо с иском об отмене усыновления. 

Кроме этого, авторами проекта предлагается абзац первый пункта 2 статьи 79 СК РФ дополнить положением о том, что исполнение решения суда об отобрании ребенка производится также с обязательным участием органа внутренних дел и прокурора.

Изменения в Закон «О полиции»

По проекту законотворцев Закон «О полиции» дополняется новым пунктом 46 в часть 1 статьи 12 «Обязанности полиции»:

«На полицию возлагаются следующие обязанности:

46)принимать и регистрировать сообщения о непосредственной угрозе жизни и здоровью ребенка, прибывать по месту нахождения такого ребенка, выявлять обстоятельства, в которых находится ребенок, обращаться в суд при наличии оснований, предусмотренных Семейным кодексом Российской Федерации, с заявлением об отобрании ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится, в порядке, установленном процессуальным законодательством, а также оказывать содействие сотрудникам органов опеки и попечительства в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере опеки и попечительства, при осуществлении отобрания ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится, при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью».

Обоснование законопроекта

Как указали авторы закона, он разработан в целях закрепления в отраслевом законодательстве конституционного принципа приоритета интересов ребенка. В силу пункта 4 статьи 67.1 Конституции РФ дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России.

Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим.

Государство, обеспечивая приоритет семейного воспитания, берет на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения.

Реализация указанных конституционных положений, по мнению законодателей, требует проработки максимально эффективных механизмов охраны прав и интересов ребенка, а также обеспечения для него возможности жить и воспитываться в семье, насколько это возможно.

Преследуя указанную цель, законопроект совершенствует нормы, регулирующие отношения, возникающие по поводу защиты прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних детей в случаях, когда возникает угроза жизни или здоровью ребенка по вине родителей или заменяющих их лиц либо вне зависимости от их вины.

Действующая редакция статьи 77 СК РФ закрепляет административный порядок отобрания ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью.

Немедленное отобрание ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится, производится органом опеки и попечительства на основании соответствующего акта органа исполнительной власти субъекта РФ, либо акта главы муниципального образования в случае, если законом субъекта РФ органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству. 

Отмечается, что многолетняя практика применения статьи 77 СК РФ нередко свидетельствует о произвольном вмешательстве органов власти в дела семьи, от чего страдают как дети, так и родители.

В соответствии с действующим регулированием административный акт стал не только способом защиты прав несовершеннолетнего, но и основанием для поражения в правах его родителей или иных законных представителей, для их отстранения от личного общения с ребенком и от решения вопросов, относящихся к его судьбе. 

При этом требуемый уровень правовой защиты  интересов частных лиц способна обеспечить лишь судебная форма защиты. Следует учесть, что в соответствии со статьями 70 и 73 СК РФ временное или окончательное прекращение родительских прав (ограничение или лишение) допускается на основании судебного решения. 

Сложно не согласиться с тем, что действующий закон, допуская отобрание детей без судебного решения, создает риск серьезного нарушения прав и интересов как родителей, так и самих детей, допуская их разлучение и невосполнимую утрату их личного общения.

У нас не вызывает сомнения, что закон будет принят и уже с осени начнет действовать.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/slevanapravo/zakonoproekt-ob-otobranii-detei-kak-na-samom-dele-5f18abb16f0f33101086d6e4

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.