Перераспределение прав собственности
Большая Рнциклопедия Нефти Рё Газа
Cтраница 1
Перераспределение собственности сопровождается тенденцией к огромной концентрации контроля над отраслями промышленности.
Ограниченный доступ к ресурсам, высокие издержки входа на рынок новых, особенно малых и иностранных, предприятий свидетельствует о сложностях формирования конкурентной среды. С точки зрения снижения эффективности управления и возможностей инвестирования, стремление к установлению рентных отношений подобно рэкету. [1]
Перераспределение собственности возможно и без обслуживания этого процесса фондовым рынком.
РќРѕ следует отметить, что РЅР° фондовом рынке этот процесс РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ наиболее легко Рё естественно – путем РїРѕРєСѓРїРєРё долевых ценных бумаг ( акций), удостоверяющих право РёС… владельца РЅР° участие РІ управлении акционерным обществом. [2]
Перераспределение собственности сопровождается тенденцией к огромной концентрации контроля над отраслями промышленности.
Ограниченный доступ к ресурсам, высокие издержки входа на рынок новых, особенно малых и иностранных, предприятий свидетельствует о сложностях формирования конкурентной среды. С точки зрения снижения эффективности управления и возможностей инвестирования, стремление к установлению рентных отношений подобно рэкету. [3] Под термином перераспределение собственности разные политики понимают совершенно разные явления.
Одни называют это переделом собственности и, говоря о нем, имеют в виду прежде всего криминальную или полукриминальную составляющую.
Для РЅРёС… РѕРЅР° – важный аргумент для тезиса Рѕ необходимости вернуться Рє общегосударственной собственности, то есть ( хотя РїСЂСЏРјРѕ РѕР± этом Рё РЅРµ говорится) – СЃРЅРѕРІР° провести национализацию СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё РїРѕ ленинскому принципу грабь награбленное. [4] РџРѕРґ термином перераспределение собственности разные политики понимают совершенно разные явления.
Одни называют это переделом собственности и, говоря о нем, имеют в виду прежде всего криминальную или полукриминальную составляющую.
Для РЅРёС… РѕРЅР° – важный аргумент для тезиса Рѕ необходимости вернуться Рє общегосударственной собственности, то есть ( хотя РїСЂСЏРјРѕ РѕР± этом Рё РЅРµ говорится) – СЃРЅРѕРІР° провести национализацию СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё РїРѕ известному ленинскому принципу грабь награбленное. [5]
На языке экономистов перераспределение собственности называется борьбой за контроль над созданными в ходе приватизации акционерными обществами. [6]
Для первых лет перераспределения собственности наиболее характерными были самые обычные приемы, связанные СЃРѕ сделками ( квазисделками) РЅР° первичном Рё вторичном рынке – конечно, СЃ поправкой РЅР° специфику переходной СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё Рё РѕСЃРѕР±СѓСЋ роль государства. [7] Следует отметить, что перераспределение собственности РІ столь крупных размерах Рё РІ столь короткие СЃСЂРѕРєРё РЅРµ имеет аналогов РІ РјРёСЂРѕРІРѕР№ практике.
Поэтому не случайно, что оно сопровождалось многочисленными нарушениями законодательства на всех уровнях исполнительной власти.
Установка Госкомимущества на максимально быстрый переход государственной и муниципальной собственности в негосударственный сектор привела к тому, что акционирование производилось не под инвестиционные программы, а под основные фонды, оценка которых в ряде случаев была искусственно занижена. [8]
Расширению сферы влияния и перераспределению собственности служат акции и иные ценные бумаги, которые обеспечивают создание дочерних фирм, холдингов и иных вертикально-интегрированных структур. [10]
Другие же видят в перераспределении собственности путем, прежде всего, законных финансовых операций ( покупки пакетов акций и сосредоточения их в руках наиболее толковых, предприимчивых, оборотистых собственников), совершенно необходимый и естественный для рыночной экономики процесс. Собственно, на нем и основывается эффективность рыночной экономики. [11]
Сами по себе сложные процессы перераспределения собственности и структурных перемещений работников сопровождаются несформирован-ностью отечественных технологий в этих областях, отсутствием правовых демократических процедур, слабостью социальной инфраструктуры, что служит причиной огромных издержек, сопровождающих процессы перераспределения собственности и изменения структуры занятости. Некоторые слои и группы работников оказываются в более привилегированном положении в приобретении государственной собственности, чем другие. Перераспределение работников между отраслями и сферами занятости также сопровождается негативными тенденциями. Так, наряду с оттоком работников из социально неэффективных производств идет не менее интенсивный отток из тех сфер деятельности, которые обществу необходимы, но не способны дать быстрый эффект после переструктурирования. [12]
Слабая защищенность прав собственности препятствует перераспределению собственности в пользу владельцев, обеспечивающих ее эффективное использование. [13]
Основное содержание конфликтов в социально-экономической сфере связано с перераспределением собственности и становлением рыночных отношений, которые неизбежно приведут к поляризации социальных групп. [14] Стремительное развитие науки и техники и связанное с этим перераспределение собственности актуализировало проблемы социальной стратификации и социального неравенства, стимулировало возникновение различных научных теорий, объясняющих эти процессы. [15]
Страницы: 1 2 3
Источник: https://www.ngpedia.ru/id251794p1.html
Распределение и перераспределение прав собственности в РФ
Введение
В любой хозяйственной системе в отношениях между субъектами очень важное значение имеет спецификация прав собственности, в теории переходной экономики этому следует уделить особое внимание, т. к.
в рассматриваемом переходе от командной системы хозяйствования к рыночной сильно отличаются представления относительно того кому должны принадлежать эти права. Права собственности выступают неким регулятором хозяйственной деятельности экономических субъектов, определяя их права и обязанности.
На основе этих суждений Р. Коуз придает правам собственности решающую роль в хозяйственных системах, формулируя свою знаменитую теорему:
Если права собственности всех сторон тщательно определены, а трансакционные издержки равны нулю, конечный результат (максимизирующий ценность производства) не зависит от изменений в распределении прав собственности (если отвлечься от эффекта дохода) . Как мы знаем в переходной экономике ни одно из предположений Коуза не выполняется.
В плановой экономике почти всем “пучком” прав владело государство и все законодательство было подстроено под государственную собственность и отвергало существование частной (на средства производства). В рыночной системе главенствующая роль отдавалась частной собственности при небольшой доле государственной.
Поэтому спецификация прав собственности в переходный период оставляет желать лучшего, но эта проблема чисто юридическая и может быть решена сравнительно быстро при наличии квалифицированных специалистов.
Трансакционные издержки, достигавшие громадных размеров в плановой экономике, не снижаются в переходной экономике вследствие развала прежних вертикальных связей.
Все это позволяет сделать вывод что: Если трансакционные издержки велики, а права собственности слабо специфицированы то распределение ресурсов (а следовательно, структура и эффективность производства) будет существенно зависеть от распределения прав собственности.
“В тех случаях, когда имущественные права ограничены или определены не четко, они чреваты колоссальной экономической несправедливостью” . В переходной экономике, как известно, происходит перераспределение прав собственности между государством и частными лицами посредством приватизации государственных структур. Предполагается, что изменив владельцев собственности можно существенно повлиять на структуру производства и эффективность производства.
Преобразование прав собственности. Приватизация
Преобразования собственности в России ассоциируются чаще всего с приватизацией. В России приватизация началась в октябре 1992 г.
1)Первым ее этапом стала так называемой доваучерная приватизация. Она проводилась в основном в форме выкупа арендованного имущества и охватывала в основном сферу социальной инфраструктуры: торговля, бытовое обслуживание, общественное питание, гостиничное хозяйство и т. д.
2)Второй этап – ваучерной приватизации ставились. Его основным содержанием стало преобразование государственных предприятий в акционерные общества открытого типа и продажа, как правило, малых предприятий по конкурсу и на аукционе.
От 50% до 80% стоимости пакетов акций и выкупаемого имущества оплачивалось приватизационными чеками.Одной из задач этого этапа было формирование класса собственников, который по уровню доходов превратился бы в зажиточный «средний класс».
По официальным данным за период ваучерной приватизации (до 1.06.1994 г.) было разгосударствлено 70% промышленных предприятий. Доля государственной собственности в общем объеме стоимости имущества составила 35%.
3)С 1 июля 1994 г. был объявлен третий – денежный этап приватизации. Его основным содержанием была продажа как самих предприятий (с аукциона и по конкурсу), так и акций акционированных в порядке приватизации предприятий за деньги.
При этом преследовалась основная цель – способствовать появлению новых собственников, которые будут заинтересованы развивать производство и вложат в него средства, повышающие эффективность хозяйственной деятельности.
На этот этап возлагались не оправдавшиеся пока надежды на появление “стратегических” инвесторов. Этому мешал ряд обстоятельств:
75% предприятий находились в собственности трудовых коллективов, которые не собирались продавать свою долю какому-то другому лицу.
Большое количество акций приобрели за ваучеры мелкие собственники. Они заинтересованы только в получении высоких дивидендов и не вкладывают деньги в производство.
Инвесторы не хотят вкладывать деньги в убыточные и малоприбыльные предприятия.
4)Четвертым этапом приватизации стали залоговые аукционы.
Государство, для покрытия дефицита государственного бюджета, отдает в залог под кредиты коммерческих банков пакеты акций крупнейших предприятий, акционированных в порядке приватизации.Считать залоговые аукционы формой приватизации следует потому, что государство, отдавая в залог пакеты акций, не планирует их возвращения и не резервирует средства на возвращение кредитов.
Особенности приватизации в России
В чем состояли основные особенности процесса приватизации в России?
1. Директивность. Решение о приватизации принималось не трудовыми коллективами или руководителями, знавшими специфику финансового и технологического состояния предприятий, а Госкомимуществом.
Регионам директивно предписывались даже количественные масштабы приватизации с разбивкой по отраслям.
Трудовые коллективы государственных предприятий не имели права выбора сроков и механизма преобразования собственности.
2. Приоритетность одной формы. В качестве приоритетного направления было превращение государственной собственности в частную.
Недооценивались и даже игнорировались другие формы преобразований государственной собственности, связанные с перераспределением прав собственности.
В результате российская модель была жестко нацелена на перераспределение экономической власти между социальными слоями общества.
3. Приоритет социально-политических целей над экономическими. Российская модель приватизации не учитывала критерии экономической эффективности, осуществления приватизации в краткосрочном и среднесрочном аспектах, что неизбежно приводило к расточительности.Имущество государственных предприятий, преобразованных в открытые акционерные общества в порядке приватизации, оценивалось по остаточной стоимости на основе оптовых цен 80-х годов.
Рабочие комиссии по подготовке предприятий к приватизации, состоящие из руководства и членов трудовых коллективов, были заинтересованы в сведении к минимуму стоимости выкупаемого имущества государственных предприятий и стоимости уставного капитала акционируемых предприятий.
Резкий спад производства и обесценение оборотных средств предприятий привели к снижению доходов работников. Поэтому трудовые коллективы были заинтересованы в минимизации уставного капитала акционируемых в порядке приватизации государственных предприятий. А органы Госкомимущества были заинтересованы в скорейшей и массовой приватизации.
4. Социальная деформированность при быстрой концентрации капитала. Провозглашенная социально-стартовая цель превратить всех граждан в собственников и создать массовый средний класс на практике обернулась сосредоточием государственной собственности у отдельных групп и отторжением от реального государственного имущества основной массы населения.
Реальные результаты приватизации состояли в массовом (в количественном отношении) перераспределении государственного имущества и закреплении права частной собственности в ограниченные сроки. Наиболее массовым этот процесс был в 1992-1994 гг.
Пятидесяти процентный рубеж частной собственности по количеству предприятий был преодолен в середине 1995 г.
5. Форсирование развития фондового рынка. К изменениям в структуре собственности не сводятся результаты приватизации по российской модели. Поскольку основная масса средних и крупных предприятий директивно приватизировалась в виде превращения государственных предприятий в открытые акционерные общества, сам процесс приватизации явился сильным фактором развития фондового рынка.
К 1997 г. сложилась ситуация, которая может спровоцировать новое масштабное перераспределение прав собственности, т. е. новый этап приватизации и переприватизации.Система неплатежей, в которую «вползли» практически все отрасли реального сектора экономики, после резкого повышения масштаба цен с 1992 г. привела к тому, что большинство предприятий, включая целые отрасли жизнеобеспечения государства, оказались хроническими должниками.
Покупателями в новых условиях могут быть банки и иные финансовые структуры, обладающие денежным капиталом.
В переходной экономике России наметились тенденции обратных преобразований собственности из частной в государственную, кооперативную, муниципальную.
Примерами могут служить многочисленные факты возвращения приватизированного жилья в муниципальную собственность; объединение паев акционированных сельскохозяйственных предприятий; приобретение муниципальными органами власти контрольного пакета акций приватизированных предприятий с целью подъема производства и др.
Несмотря на то, что пройдены крупные этапы в процессе приватизации, перераспределение прав собственности еще не завершено.
Не найдена еще оптимальная концентрация правомочий у физических и юридических лиц, дающая наиболее эффективные формы функционального движения собственности.
Критерий экономической эффективности должен выдвинуться на передний план в процессе перераспределения прав собственности на новых этапах преобразования собственности.
Заключение
Экономическая наука также всегда уделяла особое внимание проблеме собственности. Отличие экономического и юридического подходов к преобразованию собственности отчетливо обнаруживается по следующим основным направлениям. Право бесстрастно фиксирует переход прав собственности от одних субъектов к другим.Вопрос о том, насколько эффективно объекты собственности использовались прежде и чем вызвана необходимость смены собственников, не являются предметом специального внимания в правовом подходе. Для экономического же подхода вопрос об эффективном использовании имущества, переходящего от одного собственника к другому, является главным.
Поэтому именно экономические критерии преобразования форм собственности являются важнейшими для определения соответствия конкретных путей и форм преобразования собственности историческому и экономическому прогрессу.
Игнорирование этого обстоятельства может привести к таким преобразованиям, которые приведут к большим потерям, и общественному регрессу. Другое отличие экономического подхода к от юридического состоит в том, что в рамках одной и той же юридической формы собственности могут произойти существенные преобразования в присвоения.
Только экономический анализ позволяет получить более глубокое, конкретизированное и внутренне расчлененное знание о реальном содержании собственности.
Список используемой литературы:
- Самуэльсон П., Нордхаус В. Экономика. М.: Бином, 15-е издание, 1997 г.
- Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. М.: «Менеджер», 2003 г.
- Коуз Р. Фирма, рынок и право. М.: Дело, 1993.
Введение………………………………………………………………………1
Преобразование прав собственности. Приватизация………………………2
Особенности приватизации в России……………………………………….4
Заключение…………………………………………………………………….7
Список используемой литературы……………………………………………8
Источник: https://www.yaneuch.ru/cat_110/raspredelenie-i-pereraspredelenie-prav-sobstvennosti/306077.2389709.page1.html
Перераспределение земельных участков, находящихся в собственности
Права собственности на земельные наделы могут быть переданы от их владельцев другим лицам в порядке переуступки прав собственности, если наделы находятся под обременением, в порядке разделения, когда часть земельного участка оформляется как отдельный надел и переходит к новому владельцу, или в порядке перераспределения, когда необходимо изменить смежные границы земельных участков.
Перераспределение участков, находящихся в собственности
Под перераспределением земельных участков следует понимать изменение общих границ нескольких участков земли таким образом, что их суммарная площадь и наружные границы остаются неизменными, но изменяется расположение внутренних смежных границ, в результате чего изменяется площадь перераспределяемых участков.
Основания
Согласно пункту 1 ст. 39.28 Земельного кодекса РФ, основаниями для перераспределения земельных наделов могут быть:
- Необходимость приведения граничных линий в соответствие проекту межевания территории;
- Необходимость исключения клиньев, ломаных линий и чересполосицы, присутствующих в смежных границах наделов;
- Инициатива владельца смежных участков, предназначенных для индивидуального строительства или для занятий сельским хозяйством;
- Необходимость размещения в границах смежных наделов объекта капитального строительства.
В этом случае владелец может увеличить площадь одного из участков до необходимого размера за счёт другого методом перераспределения границ.
Важно учитывать, что образующиеся в результате перераспределения наделы земли не должны иметь площадь, превышающую максимум, установленный региональными властями для земель данного типа.
Если в результате перераспределения площадь надела, принадлежащего частному лицу, была увеличена за счёт государственных земель, то владелец участка должен оплатить увеличение площади согласно тарифам, устанавливаемым федеральными или местными властями (пункт 5 ст. 39.28 ЗК РФ).
Необходимые документы
Перед обращением в органы исполнительной власти, собственник земельных наделов, в отношении которых планируется перераспределение границ, должен собрать следующие документы:
Схема расположения наделов предъявляется только в том случае, если отсутствует проект межевания для данных территорий.
Если все участки зарегистрированы в ЕГРН, то предъявлять правоустанавливающие и правоподтверждающие документы необязательно.В случае обращения с заявлением представителя собственника необходимо иметь нотариальную доверенность от него.
Порядок действий
После сбора документов собственник земельных наделов должен организовать работы по образованию новых границ, и затем зарегистрировать их в документах.
Данная процедура осуществляется в следующие шаги:
- Обращение с заявлением о перераспределении в земельный департамент органов местного самоуправления;
- Рассмотрение заявления (30 дней);
- Подписание согласия на перераспределение или отказ;
- В случае согласия – проведение заявителем кадастровых работ по определению новых границ;
- Предоставление в земельный департамент новых кадастровых паспортов на участки с изменёнными границами;
- Утверждение новых границ и выдача заявителю свидетельства о наличии вещного права на новые участки;
- Регистрация права собственности на вновь образованные наделы в органах Росреестра.
Геодезическая фирма должна иметь лицензию на осуществление межевых работ, а кадастровый инженер должен обязательно состоять в федеральном списке кадастровых работников на сайте Росреестра.
Земельный департамент утверждает кадастровые планы новых участков при отсутствии нарушений требований публичного и частного сервитутов для каждого вновь образованного участка, а также при соблюдении требований к минимальным и максимальным размерам земельных участков, утверждённых в данном субъекте федерации.
Для регистрации права собственности нужно предъявить полученное свидетельство о наличии вещного права, которое в данном случае является правоустанавливающим документом, кадастровые документы вновь образованных участков, паспорт и квитанцию об уплате госпошлины.
Возможные проблемы
В земельном департаменте могут отказать в соглашении о перераспределении по следующим причинам:
- Неверно заполненное заявление;
- Предоставление неполного пакета документов;
- Отсутствие согласия на перераспределение лиц, чьими правами обременены указанные в заявлении наделы;
- Нахождение на перераспределяемых землях объекта, принадлежащего муниципальным властям;
- Превышение у вновь образуемых участков размеров площадей, установленных как максимальные в данном регионе;
- Предъявление схемы расположения наделов, составленной с нарушениями.
В случае неправильного заполнения заявления или непредставления части документов заявление возвращается в течение десяти дней для исправления недочётов и повторной подачи (п. 7 ст. 39.29 ЗК РФ).
Под разделением участков следует понимать образование двух или более земельных наделов из одного, который прекращает своё существование, согласно п. 1 ст. 11.4 ЗК РФ.
Возможные трудности
Важно учитывать, что в регистрации раздела участка может быть отказано в следующих случаях:
- При отсутствии соглашения всех собственников надела на его разделение;
- Если участок обременён правами третьих лиц;
- Если участок был изъят из оборота;
- Участок находится под обременением;
- Границы вновь образованных участков нарушают публичный сервитут.
Участок, находящийся в залоге или аресте, нельзя разделять до снятия данных обременений. Информацию о данных обременениях можно получить из ЕГРН перед подачей заявления в администрацию.
Если будет доказано, что нарушение сервитута произошло из-за действий недобросовестного кадастрового инженера, инициаторы раздела могут обратиться в судебные органы за требованием компенсации от геодезической компании.
Под переуступкой прав понимают передачу прав собственности на участок другому лицу вместе со всеми обременениями и договорными обязательствами на возмездной основе. Регистрация прав собственности при переуступке происходит при наличии договора между сторонами, в котором указываются все условия такой переуступки с соблюдением прав третьих лиц.
Составление договора
Договор о переуступке прав составляется между текущим обладателем прав собственности и лицом, которому эти права передаются. Договор состоит из трёх частей:
- Представительной;
- Основной;
- Согласовательной.
В представительной части происходит описание объекта договора (земельного надела) с указанием физических характеристик данного объекта, а также его адреса, кадастрового номера и даты регистрации в ЕГРН. Далее указываются данные сторон договора с указанием их ФИО, паспортных данных, места жительства и даты начала владения участком.
В основной части договора должны быть указаны следующие сведения:
- Основания, по которым возникли обременения (договор аренды, соглашение о предоставлении земли от муниципальных властей и т.д.);
- Срок действия обременений;
- Условия, на которых происходит переуступка прав;
- Размер вознаграждения за переуступку (цена сделки);
- Ответственность сторон за нарушение условий.
Например, при переуступке прав на участок земли, в отношении которого заключен оговор аренды с третьим лицом, владелец участка указывает в основной части договора срок аренды, размер арендной платы, которую по арендному соглашению подлежит перечислению третьему лицу, а также размеры неустоек и пеней за преждевременное расторжение договора аренды.
Здесь также указываются запреты на выполнение ряда действий со стороны обладателя прав (например, разделение участка или инициация строительства на арендованной земле), а также ответственность за их нарушение сторонами.
В ряде случаев в согласовательной части договора переуступки вносится пункт, описывающий ответственность арендатора за безответственное пользование в виде потери обременяющих прав без выплаты неустоек, обозначенных в основной части договора.