Перераспределение прав собственности

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Перераспределение прав собственности

Cтраница 1

Перераспределение собственности сопровождается тенденцией к огромной концентрации контроля над отраслями промышленности.

Ограниченный доступ Рє ресурсам, высокие издержки РІС…РѕРґР° РЅР° рынок новых, особенно малых Рё иностранных, предприятий свидетельствует Рѕ сложностях формирования конкурентной среды. РЎ точки зрения снижения эффективности управления Рё возможностей инвестирования, стремление Рє установлению рентных отношений РїРѕРґРѕР±РЅРѕ рэкету.  [1]

Перераспределение собственности возможно и без обслуживания этого процесса фондовым рынком.

РќРѕ следует отметить, что РЅР° фондовом рынке этот процесс РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ наиболее легко Рё естественно – путем РїРѕРєСѓРїРєРё долевых ценных бумаг ( акций), удостоверяющих право РёС… владельца РЅР° участие РІ управлении акционерным обществом.  [2]

Перераспределение собственности сопровождается тенденцией к огромной концентрации контроля над отраслями промышленности.

Ограниченный доступ Рє ресурсам, высокие издержки РІС…РѕРґР° РЅР° рынок новых, особенно малых Рё иностранных, предприятий свидетельствует Рѕ сложностях формирования конкурентной среды. РЎ точки зрения снижения эффективности управления Рё возможностей инвестирования, стремление Рє установлению рентных отношений РїРѕРґРѕР±РЅРѕ рэкету.  [3] РџРѕРґ термином перераспределение собственности разные политики понимают совершенно разные явления.

Одни называют это переделом собственности и, говоря о нем, имеют в виду прежде всего криминальную или полукриминальную составляющую.

Для РЅРёС… РѕРЅР° – важный аргумент для тезиса Рѕ необходимости вернуться Рє общегосударственной собственности, то есть ( хотя РїСЂСЏРјРѕ РѕР± этом Рё РЅРµ говорится) – СЃРЅРѕРІР° провести национализацию СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё РїРѕ ленинскому принципу грабь награбленное.  [4] РџРѕРґ термином перераспределение собственности разные политики понимают совершенно разные явления.

Одни называют это переделом собственности и, говоря о нем, имеют в виду прежде всего криминальную или полукриминальную составляющую.

Для РЅРёС… РѕРЅР° – важный аргумент для тезиса Рѕ необходимости вернуться Рє общегосударственной собственности, то есть ( хотя РїСЂСЏРјРѕ РѕР± этом Рё РЅРµ говорится) – СЃРЅРѕРІР° провести национализацию СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё РїРѕ известному ленинскому принципу грабь награбленное.  [5]

РќР° языке экономистов перераспределение собственности называется Р±РѕСЂСЊР±РѕР№ Р·Р° контроль над созданными РІ С…РѕРґРµ приватизации акционерными обществами.  [6]

Для первых лет перераспределения собственности наиболее характерными были самые обычные приемы, связанные СЃРѕ сделками ( квазисделками) РЅР° первичном Рё вторичном рынке – конечно, СЃ поправкой РЅР° специфику переходной СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё Рё РѕСЃРѕР±СѓСЋ роль государства.  [7] Следует отметить, что перераспределение собственности РІ столь крупных размерах Рё РІ столь короткие СЃСЂРѕРєРё РЅРµ имеет аналогов РІ РјРёСЂРѕРІРѕР№ практике.

Поэтому не случайно, что оно сопровождалось многочисленными нарушениями законодательства на всех уровнях исполнительной власти.

Установка Госкомимущества РЅР° максимально быстрый переход государственной Рё муниципальной собственности РІ негосударственный сектор привела Рє тому, что акционирование производилось РЅРµ РїРѕРґ инвестиционные программы, Р° РїРѕРґ основные фонды, оценка которых РІ СЂСЏРґРµ случаев была искусственно занижена.  [8]

Расширению сферы влияния Рё перераспределению собственности служат акции Рё иные ценные бумаги, которые обеспечивают создание дочерних фирм, холдингов Рё иных вертикально-интегрированных структур.  [10]

Другие же РІРёРґСЏС‚ РІ перераспределении собственности путем, прежде всего, законных финансовых операций ( РїРѕРєСѓРїРєРё пакетов акций Рё сосредоточения РёС… РІ руках наиболее толковых, предприимчивых, оборотистых собственников), совершенно необходимый Рё естественный для рыночной СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё процесс. Собственно, РЅР° нем Рё основывается эффективность рыночной СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё.  [11]

Сами РїРѕ себе сложные процессы перераспределения собственности Рё структурных перемещений работников сопровождаются несформирован-ностью отечественных технологий РІ этих областях, отсутствием правовых демократических процедур, слабостью социальной инфраструктуры, что служит причиной огромных издержек, сопровождающих процессы перераспределения собственности Рё изменения структуры занятости. Некоторые слои Рё РіСЂСѓРїРїС‹ работников оказываются РІ более привилегированном положении РІ приобретении государственной собственности, чем РґСЂСѓРіРёРµ. Перераспределение работников между отраслями Рё сферами занятости также сопровождается негативными тенденциями. Так, наряду СЃ оттоком работников РёР· социально неэффективных производств идет РЅРµ менее интенсивный отток РёР· тех сфер деятельности, которые обществу необходимы, РЅРѕ РЅРµ СЃРїРѕСЃРѕР±РЅС‹ дать быстрый эффект после переструктурирования.  [12]

Слабая защищенность прав собственности препятствует перераспределению собственности РІ пользу владельцев, обеспечивающих ее эффективное использование.  [13]

РћСЃРЅРѕРІРЅРѕРµ содержание конфликтов РІ социально-экономической сфере связано СЃ перераспределением собственности Рё становлением рыночных отношений, которые неизбежно приведут Рє поляризации социальных РіСЂСѓРїРї.  [14] Стремительное развитие науки Рё техники Рё связанное СЃ этим перераспределение собственности актуализировало проблемы социальной стратификации Рё социального неравенства, стимулировало возникновение различных научных теорий, объясняющих эти процессы.  [15]

Страницы:      1    2    3

Источник: https://www.ngpedia.ru/id251794p1.html

Распределение и перераспределение прав собственности в РФ

Перераспределение прав собственности

Введение

В любой хозяйственной системе в отношениях между субъектами очень важное значение имеет спецификация прав собственности, в теории переходной экономики этому следует уделить особое внимание, т. к.

в рассматриваемом переходе от командной системы хозяйствования к рыночной сильно отличаются представления относительно того кому должны принадлежать эти права. Права собственности выступают неким регулятором хозяйственной деятельности экономических субъектов, определяя их права и обязанности.

На основе этих суждений Р. Коуз придает правам собственности решающую роль в хозяйственных системах, формулируя свою знаменитую теорему:

Если права собственности всех сторон тщательно определены, а трансакционные издержки равны нулю, конечный результат (максимизирующий ценность производства) не зависит от изменений в распределении прав собственности (если отвлечься от эффекта дохода) . Как мы знаем в переходной экономике ни одно из предположений Коуза не выполняется.

В плановой экономике почти всем “пучком” прав владело государство и все законодательство было подстроено под государственную собственность и отвергало существование частной (на средства производства). В рыночной системе главенствующая роль отдавалась частной собственности при небольшой доле государственной.

Поэтому спецификация прав собственности в переходный период оставляет желать лучшего, но эта проблема чисто юридическая и может быть решена сравнительно быстро при наличии квалифицированных специалистов.

Трансакционные издержки, достигавшие громадных размеров в плановой экономике, не снижаются в переходной экономике вследствие развала прежних вертикальных связей.

Все это позволяет сделать вывод что: Если трансакционные издержки велики, а права собственности слабо специфицированы то распределение ресурсов (а следовательно, структура и эффективность производства) будет существенно зависеть от распределения прав собственности.

“В тех случаях, когда имущественные права ограничены или определены не четко, они чреваты колоссальной экономической несправедливостью” . В переходной экономике, как известно, происходит перераспределение прав собственности между государством и частными лицами посредством приватизации государственных структур. Предполагается, что изменив владельцев собственности можно существенно повлиять на структуру производства и эффективность производства.

Преобразование прав собственности. Приватизация

Преобразования собственности в России ассоциируются чаще всего с приватизацией. В России приватизация началась в октябре 1992 г.

1)Первым ее этапом стала так называемой доваучерная приватизация. Она проводилась в основном в форме выкупа арендованного имущества и охватывала в основном сферу социальной инфраструктуры: торговля, бытовое обслуживание, общественное питание, гостиничное хозяйство и т. д.

2)Второй этап – ваучерной приватизации ставились. Его основным содержанием стало преобразование государственных предприятий в акционерные общества открытого типа и продажа, как правило, малых предприятий по конкурсу и на аукционе.

От 50% до 80% стоимости пакетов акций и выкупаемого имущества оплачивалось приватизационными чеками.

Одной из задач этого этапа было формирование класса собственников, который по уровню доходов превратился бы в зажиточный «средний класс».

По официальным данным за период ваучерной приватизации (до 1.06.1994 г.) было разгосударствлено 70% промышленных предприятий. Доля государственной собственности в общем объеме стоимости имущества составила 35%.

3)С 1 июля 1994 г. был объявлен третий – денежный этап приватизации. Его основным содержанием была продажа как самих предприятий (с аукциона и по конкурсу), так и акций акционированных в порядке приватизации предприятий за деньги.

При этом преследовалась основная цель – способствовать появлению новых собственников, которые будут заинтересованы развивать производство и вложат в него средства, повышающие эффективность хозяйственной деятельности.

На этот этап возлагались не оправдавшиеся пока надежды на появление “стратегических” инвесторов. Этому мешал ряд обстоятельств:

75% предприятий находились в собственности трудовых коллективов, которые не собирались продавать свою долю какому-то другому лицу.

Большое количество акций приобрели за ваучеры мелкие собственники. Они заинтересованы только в получении высоких дивидендов и не вкладывают деньги в производство.

Инвесторы не хотят вкладывать деньги в убыточные и малоприбыльные предприятия.

4)Четвертым этапом приватизации стали залоговые аукционы.

Государство, для покрытия дефицита государственного бюджета, отдает в залог под кредиты коммерческих банков пакеты акций крупнейших предприятий, акционированных в порядке приватизации.

Считать залоговые аукционы формой приватизации следует потому, что государство, отдавая в залог пакеты акций, не планирует их возвращения и не резервирует средства на возвращение кредитов.

Особенности приватизации в России

В чем состояли основные особенности процесса приватизации в России?

1. Директивность. Решение о приватизации принималось не трудовыми коллективами или руководителями, знавшими специфику финансового и технологического состояния предприятий, а Госкомимуществом.

Регионам директивно предписывались даже количественные масштабы приватизации с разбивкой по отраслям.

Трудовые коллективы государственных предприятий не имели права выбора сроков и механизма преобразования собственности.

2. Приоритетность одной формы. В качестве приоритетного направления было превращение государственной собственности в частную.

Недооценивались и даже игнорировались другие формы преобразований государственной собственности, связанные с перераспределением прав собственности.

В результате российская модель была жестко нацелена на перераспределение экономической власти между социальными слоями общества.

3. Приоритет социально-политических целей над экономическими. Российская модель приватизации не учитывала критерии экономической эффективности, осуществления приватизации в краткосрочном и среднесрочном аспектах, что неизбежно приводило к расточительности.

Имущество государственных предприятий, преобразованных в открытые акционерные общества в порядке приватизации, оценивалось по остаточной стоимости на основе оптовых цен 80-х годов.

Рабочие комиссии по подготовке предприятий к приватизации, состоящие из руководства и членов трудовых коллективов, были заинтересованы в сведении к минимуму стоимости выкупаемого имущества государственных предприятий и стоимости уставного капитала акционируемых предприятий.

Резкий спад производства и обесценение оборотных средств предприятий привели к снижению доходов работников. Поэтому трудовые коллективы были заинтересованы в минимизации уставного капитала акционируемых в порядке приватизации государственных предприятий. А органы Госкомимущества были заинтересованы в скорейшей и массовой приватизации.

4. Социальная деформированность при быстрой концентрации капитала. Провозглашенная социально-стартовая цель превратить всех граждан в собственников и создать массовый средний класс на практике обернулась сосредоточием государственной собственности у отдельных групп и отторжением от реального государственного имущества основной массы населения.

Реальные результаты приватизации состояли в массовом (в количественном отношении) перераспределении государственного имущества и закреплении права частной собственности в ограниченные сроки. Наиболее массовым этот процесс был в 1992-1994 гг.

Пятидесяти процентный рубеж частной собственности по количеству предприятий был преодолен в середине 1995 г.

5. Форсирование развития фондового рынка. К изменениям в структуре собственности не сводятся результаты приватизации по российской модели. Поскольку основная масса средних и крупных предприятий директивно приватизировалась в виде превращения государственных предприятий в открытые акционерные общества, сам процесс приватизации явился сильным фактором развития фондового рынка.

К 1997 г. сложилась ситуация, которая может спровоцировать новое масштабное перераспределение прав собственности, т. е. новый этап приватизации и переприватизации.

Система неплатежей, в которую «вползли» практически все отрасли реального сектора экономики, после резкого повышения масштаба цен с 1992 г. привела к тому, что большинство предприятий, включая целые отрасли жизнеобеспечения государства, оказались хроническими должниками.

Покупателями в новых условиях могут быть банки и иные финансовые структуры, обладающие денежным капиталом.

В переходной экономике России наметились тенденции обратных преобразований собственности из частной в государственную, кооперативную, муниципальную.

Примерами могут служить многочисленные факты возвращения приватизированного жилья в муниципальную собственность; объединение паев акционированных сельскохозяйственных предприятий; приобретение муниципальными органами власти контрольного пакета акций приватизированных предприятий с целью подъема производства и др.

Несмотря на то, что пройдены крупные этапы в процессе приватизации, перераспределение прав собственности еще не завершено.

Не найдена еще оптимальная концентрация правомочий у физических и юридических лиц, дающая наиболее эффективные формы функционального движения собственности.

Критерий экономической эффективности должен выдвинуться на передний план в процессе перераспределения прав собственности на новых этапах преобразования собственности.

Заключение

Экономическая наука также всегда уделяла особое внимание проблеме собственности. Отличие экономического и юридического подходов к преобразованию собственности отчетливо обнаруживается по следующим основным направлениям. Право бесстрастно фиксирует переход прав собственности от одних субъектов к другим.

Вопрос о том, насколько эффективно объекты собственности использовались прежде и чем вызвана необходимость смены собственников, не являются предметом специального внимания в правовом подходе. Для экономического же подхода вопрос об эффективном использовании имущества, переходящего от одного собственника к другому, является главным.

Поэтому именно экономические критерии преобразования форм собственности являются важнейшими для определения соответствия конкретных путей и форм преобразования собственности историческому и экономическому прогрессу.

Игнорирование этого обстоятельства может привести к таким преобразованиям, которые приведут к большим потерям, и общественному регрессу. Другое отличие экономического подхода к от юридического состоит в том, что в рамках одной и той же юридической формы собственности могут произойти существенные преобразования в присвоения.

Только экономический анализ позволяет получить более глубокое, конкретизированное и внутренне расчлененное знание о реальном содержании собственности.

Список используемой литературы:

    1. Самуэльсон П., Нордхаус В. Экономика. М.: Бином, 15-е издание, 1997 г.
    2. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. М.: «Менеджер», 2003 г.
    3. Коуз Р. Фирма, рынок и право. М.: Дело, 1993.

Введение………………………………………………………………………1

    Преобразование прав собственности. Приватизация………………………2

    Особенности приватизации в России……………………………………….4

    Заключение…………………………………………………………………….7

    Список используемой литературы……………………………………………8

Источник: https://www.yaneuch.ru/cat_110/raspredelenie-i-pereraspredelenie-prav-sobstvennosti/306077.2389709.page1.html

Перераспределение земельных участков, находящихся в собственности

Перераспределение прав собственности

Права собственности на земельные наделы могут быть переданы от их владельцев другим лицам в порядке переуступки прав собственности, если наделы находятся под обременением, в порядке разделения, когда часть земельного участка оформляется как отдельный надел и переходит к новому владельцу, или в порядке перераспределения, когда необходимо изменить смежные границы земельных участков.

Перераспределение участков, находящихся в собственности

Под перераспределением земельных участков следует понимать изменение общих границ нескольких участков земли таким образом, что их суммарная площадь и наружные границы остаются неизменными, но изменяется расположение внутренних смежных границ, в результате чего изменяется площадь перераспределяемых участков.

Основания

Согласно пункту 1 ст. 39.28 Земельного кодекса РФ, основаниями для перераспределения земельных наделов могут быть:

  • Необходимость приведения граничных линий в соответствие проекту межевания территории;
  • Необходимость исключения клиньев, ломаных линий и чересполосицы, присутствующих в смежных границах наделов;
  • Инициатива владельца смежных участков, предназначенных для индивидуального строительства или для занятий сельским хозяйством;
  • Необходимость размещения в границах смежных наделов объекта капитального строительства.

В этом случае владелец может увеличить площадь одного из участков до необходимого размера за счёт другого методом перераспределения границ.

Важно учитывать, что образующиеся в результате перераспределения наделы земли не должны иметь площадь, превышающую максимум, установленный региональными властями для земель данного типа.

Если в результате перераспределения площадь надела, принадлежащего частному лицу, была увеличена за счёт государственных земель, то владелец участка должен оплатить увеличение площади согласно тарифам, устанавливаемым федеральными или местными властями (пункт 5 ст. 39.28 ЗК РФ).

Необходимые документы

Перед обращением в органы исполнительной власти, собственник земельных наделов, в отношении которых планируется перераспределение границ, должен собрать следующие документы:

Схема расположения наделов предъявляется только в том случае, если отсутствует проект межевания для данных территорий.

Если все участки зарегистрированы в ЕГРН, то предъявлять правоустанавливающие и правоподтверждающие документы необязательно.

В случае обращения с заявлением представителя собственника необходимо иметь нотариальную доверенность от него.

Порядок действий

После сбора документов собственник земельных наделов должен организовать работы по образованию новых границ, и затем зарегистрировать их в документах.

Данная процедура осуществляется в следующие шаги:

  1. Обращение с заявлением о перераспределении в земельный департамент органов местного самоуправления;
  2. Рассмотрение заявления (30 дней);
  3. Подписание согласия на перераспределение или отказ;
  4. В случае согласия – проведение заявителем кадастровых работ по определению новых границ;
  5. Предоставление в земельный департамент новых кадастровых паспортов на участки с изменёнными границами;
  6. Утверждение новых границ и выдача заявителю свидетельства о наличии вещного права на новые участки;
  7. Регистрация права собственности на вновь образованные наделы в органах Росреестра.

Геодезическая фирма должна иметь лицензию на осуществление межевых работ, а кадастровый инженер должен обязательно состоять в федеральном списке кадастровых работников на сайте Росреестра.

Земельный департамент утверждает кадастровые планы новых участков при отсутствии нарушений требований публичного и частного сервитутов для каждого вновь образованного участка, а также при соблюдении требований к минимальным и максимальным размерам земельных участков, утверждённых в данном субъекте федерации.

Для регистрации права собственности нужно предъявить полученное свидетельство о наличии вещного права, которое в данном случае является правоустанавливающим документом, кадастровые документы вновь образованных участков, паспорт и квитанцию об уплате госпошлины.

Возможные проблемы

В земельном департаменте могут отказать в соглашении о перераспределении по следующим причинам:

  • Неверно заполненное заявление;
  • Предоставление неполного пакета документов;
  • Отсутствие согласия на перераспределение лиц, чьими правами обременены указанные в заявлении наделы;
  • Нахождение на перераспределяемых землях объекта, принадлежащего муниципальным властям;
  • Превышение у вновь образуемых участков размеров площадей, установленных как максимальные в данном регионе;
  • Предъявление схемы расположения наделов, составленной с нарушениями.

В случае неправильного заполнения заявления или непредставления части документов заявление возвращается в течение десяти дней для исправления недочётов и повторной подачи (п. 7 ст. 39.29 ЗК РФ).

Под разделением участков следует понимать образование двух или более земельных наделов из одного, который прекращает своё существование, согласно п. 1 ст. 11.4 ЗК РФ.

Возможные трудности

Важно учитывать, что в регистрации раздела участка может быть отказано в следующих случаях:

  • При отсутствии соглашения всех собственников надела на его разделение;
  • Если участок обременён правами третьих лиц;
  • Если участок был изъят из оборота;
  • Участок находится под обременением;
  • Границы вновь образованных участков нарушают публичный сервитут.

Участок, находящийся в залоге или аресте, нельзя разделять до снятия данных обременений. Информацию о данных обременениях можно получить из ЕГРН перед подачей заявления в администрацию.

Если будет доказано, что нарушение сервитута произошло из-за действий недобросовестного кадастрового инженера, инициаторы раздела могут обратиться в судебные органы за требованием компенсации от геодезической компании.

Под переуступкой прав понимают передачу прав собственности на участок другому лицу вместе со всеми обременениями и договорными обязательствами на возмездной основе. Регистрация прав собственности при переуступке происходит при наличии договора между сторонами, в котором указываются все условия такой переуступки с соблюдением прав третьих лиц.

Составление договора

Договор о переуступке прав составляется между текущим обладателем прав собственности и лицом, которому эти права передаются. Договор состоит из трёх частей:

  • Представительной;
  • Основной;
  • Согласовательной.

В представительной части происходит описание объекта договора (земельного надела) с указанием физических характеристик данного объекта, а также его адреса, кадастрового номера и даты регистрации в ЕГРН. Далее указываются данные сторон договора с указанием их ФИО, паспортных данных, места жительства и даты начала владения участком.

В основной части договора должны быть указаны следующие сведения:

  • Основания, по которым возникли обременения (договор аренды, соглашение о предоставлении земли от муниципальных властей и т.д.);
  • Срок действия обременений;
  • Условия, на которых происходит переуступка прав;
  • Размер вознаграждения за переуступку (цена сделки);
  • Ответственность сторон за нарушение условий.

Например, при переуступке прав на участок земли, в отношении которого заключен оговор аренды с третьим лицом, владелец участка указывает в основной части договора срок аренды, размер арендной платы, которую по арендному соглашению подлежит перечислению третьему лицу, а также размеры неустоек и пеней за преждевременное расторжение договора аренды.

Здесь также указываются запреты на выполнение ряда действий со стороны обладателя прав (например, разделение участка или инициация строительства на арендованной земле), а также ответственность за их нарушение сторонами.

В ряде случаев в согласовательной части договора переуступки вносится пункт, описывающий ответственность арендатора за безответственное пользование в виде потери обременяющих прав без выплаты неустоек, обозначенных в основной части договора.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.