Переселение из муниципального аварийного жилья

Содержание

О правоприменительной практике регулирования вопросов переселения граждан из аварийного жилья, или как в 2016 году мы нашли выход из замкнутого круга

Переселение из муниципального аварийного жилья

Относительно недавно в 2012 году на территории Российской Федерации всерьез озадачились вопросом аварийного жилья. Благое дело, учитывая общее состояние и амортизацию жилищного фонда, как по отдельным регионам, так и вцелом по стране. Но, как всегда, что-то пошло не так…

Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» поставлена задача ликвидации до 01 сентября 2017 года жилого фонда, признанного аварийным до 01 января 2012 года.

Переселение из аварийного жилищного фонда осуществлялось в рамках реализации государственной программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, которые утверждались отдельно на территории каждого субъекта Российской Федерации (например, постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 29 апреля 2013 года № 295-П) на условиях софинансирования Государственной корпорацией – «Фонд содействия реформированию ЖКХ».

Объем аварийного жилищного фонда, который подлежал ликвидации на территории муниципальных образований (городских округов, муниципальных районов и сельских поселений) был колоссальным и исчислялся миллионами квадратных метров.

Реализаций утвержденных программ происходила путем приобретения в муниципальную собственность жилых помещений для переселения граждан из аварийного жилищного фонда, а также путем предоставления возмещения за изымаемое жилое помещение собственникам, проживающим в аварийном жилищном фонде.

В ходе реализации данных программ было установлено, что действующее законодательство Российской Федерации содержит ряд неурегулированных вопросов, которые не позволяют обеспечить реализацию Программ в части, касающейся ее исполнения органами местного самоуправления муниципальных районов.

Проблемы, возникающие в правоприменительной практике жилищного законодательства в связи с реализацией Программ, сводятся к тому, что при переселении граждан в приобретаемые жилые помещения для переселения из аварийного жилья, проживающим в жилых помещениях на основании договоров социального найма, органы местного самоуправления сталкиваются с отсутствием полномочий по исполнению возложенных на них Программой задач.

В частности, к таким проблемам относятся следующие:

1. Приобретаемые муниципальными районами жилые помещения для переселения граждан из аварийного жилья не могут быть предоставлены гражданам, проживающим в помещениях на основании договоров социального найма, поскольку органы местного самоуправления муниципальных районов не наделены федеральным законодательством полномочиями по заключению с гражданами договоров социального найма.

Данная проблема возникла исходя из содержания статей 57, 86 Жилищного кодекса РФ и статей 14 – 16.1 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Статьей 86 Жилищного кодекса РФ установлено, что если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшим решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

Однако решения о сносе аварийных домов принимаются органами местного самоуправления сельских поселений в составе муниципального района, а не органами местного самоуправления муниципального района.

Кроме того, заключение договоров найма жилых помещений жилищного фонда социального использования входит в компетенцию органов местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, городских округов с внутригородским делением, внутригородских районов и не относится к вопросам местного значения муниципальных районов (пункт 13 части 1 статьи 14.1 и пункт 14 части 1 статьи 16.1 Федерального закона № 131-ФЗ).

В связи с этим возникла ситуация, при которой органы местного самоуправления муниципальных районов в рамках реализации Программы имеют право только на приобретение жилых помещений, предназначенных для переселения граждан, но не более того.

Необходимые для исполнения задач Программ действия, связанные с предоставлением жилых помещений гражданам, подлежащим переселению из аварийного жилья по договорам социального найма, муниципальные районы осуществлять не вправе исходя из положений действующего жилищного законодательства.

Такая проблема не возникает у органов местного самоуправления городских округов, поскольку вопрос о сносе аварийных домов, как и вопрос о предоставлении жилых помещений гражданам по договорам социального найма, решается в рамках закрепленной за такими публично-правовыми образованиями компетенцией.

2. Муниципальные образования сельских поселений, входящие в состав соответствующего муниципального района, не могут предоставить помещения гражданам, подлежащим переселению из аварийного жилья, проживавшим на основании договоров социального найма, поскольку поселения не вправе заключать договоры социального найма в отношении имущества, принадлежащего муниципальным районам.

Такая проблема возникла в связи с тем, что сельские поселения не фигурируют в качестве участников реализации Программы и соответствующие объемы бюджетных ассигнований до них не доводятся. Как следствие, приобретение необходимого количества жилых помещений осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов самостоятельно.

Для решения этой проблемы прорабатывался вопрос о передаче приобретаемых жилых помещений в сельские поселения из муниципального района, однако их передача в собственность сельских поселений занимает очень большое количество времени (более полугода, а иногда и несколько лет) в рамках процедуры о разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности между муниципальными образованиями. Как мы знаем, подобная передача имущества осуществляется только через органы государственной власти субъекта, что не позволяет обеспечить исполнение сроков и планируемых показателей Программ.

Рассматривался вопрос и о возможности передачи сельскими поселениями полномочий муниципальному району по заключению договоров социального найма с переселяемыми из аварийного жилищного фонда гражданами. Однако при детальном изучении вопроса было установлено, что такая передача полномочий будет являться незаконной.

Это связано с тем, что, во-первых, заключение договоров социального найма не относится к вопросам местного значения, а является правом органов местного самоуправления сельских поселений на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения поселений, и передача такого права будет противоречить части 4 статьи 15 Федерального закона № 131-ФЗ.

Во-вторых, договор социального найма заключается только между собственником жилого помещения муниципального жилищного фонда и гражданином (нанимателем) жилого помещения (статья 60 Жилищного кодекса РФ), а поскольку предназначенные для переселения помещения приобретаются в собственность муниципального района, сельские поселения не вправе выступать в качестве наймодателя по таким договорам социального найма.

Сложившаяся ситуация вызывала в своё время серьезную озабоченность на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, поскольку без оперативного решения обозначенных проблем возникли риски срыва не только сроков реализации Программы по переселению, но и исполнения субъектом Указа Президента Российской Федерации в целом.

Обозначенные проблемы имели стихийный характер на территории всего автономного округа и органы местного самоуправления муниципальных районов на тот момент не имели единого подхода и инструментов для разрешения подобных вопросов.

показателей Программ и ее положения четко определяют цели и задачи по достижению этих целей, однако сам механизм реализации Программы фактически отсутствует. Законодатель, принимая подобную программу, не предоставил для ее реализации абсолютно никаких юридических инструментов.

Какое же решение было найдено в итоге?

В итоге с одобрения органов власти субъекта, муниципалитетам было разрешено для целей реализации Программы, осуществлять передачу жилищного фонда, приобретенного по Программе переселения, в рамках заключенных соглашений между муниципальным районом и муниципальным поселением.

В связи с этим в региональное соглашение о предоставлении субсидий из бюджета субъекта на реализацию Программы, были внесены изменения, которые предусматривали возможность муниципальных районов осуществлять расходование субсидий  при наличии соглашений, заключенных между органами местного самоуправления сельских поселений и муниципального района о передаче части своих полномочий, а также об осуществлении передачи приобретенных в рамках соглашения жилых помещений в собственность сельских поселений.

Вопрос был закрыт только в 2016 году. До этого, в течение чуть менее 4 лет, муниципальные районы по всей стране были вынуждены идти на откровенные нарушения законодательства в целях исполнения указов.

Яркий пример несогласованности действий разных ветвей власти, не проработанность вопроса, которая в целом чуть не повлекла к срыву программы. Отрадно, что мне довелось лично поучаствовать в разрешении данной ситуации.

Очень жаль, что об этом никто и нигде ни разу не написал.

Подобная практика наглядно демонстрирует все недоработки системы управления и механизма правового регулирования как на уровне межведомственного взаимодействия, так и в целом по вопросам реализации государственной политики на местах.

Источник: https://zakon.ru/blog/2018/07/26/o_pravoprimenitelnoj_praktike_regulirovaniya_voprosov_pereseleniya_grazhdan_iz_avarijnogo_zhilya_ili

Переселение из аварийного жилья по закону в 2020 году

Переселение из муниципального аварийного жилья
Если дом признан непригодным для проживания, а новое жилое помещение, можно самостоятельно направить в суд исковое заявление о предоставлении жилья взамен аварийного. Правда эта процедура потребует предварительной подготовки и сбора документов.

Нужно учесть и особенности истца, и перечень прилагаемых к исковому заявлению документов, и правильность формулировки требований.

Из этой статьи Вы узнаете нюансы: как самостоятельно составить и оформить исковое заявление о предоставлении жилья взамен аварийного.

Используйте как основу приведенный ниже пример и внимательно изучите рекомендации.

Исковое заявление о предоставлении жилья взамен аварийного

Зачем и когда нужно писать заявление?

Различают два варианта исследования жилья на предмет его аварийности: плановый и внеплановый. Первый вариант предусматривает включение дома в адресную региональную программу по расселению аварийных домов. Учет непригодных для проживания объектов ведут местные органы власти.

Внеплановый вариант – это обращение жильцов старого дома, которые хотят обратить внимание на аварийность здания. Именно жильцы подают заявление в специальную комиссию или районную администрацию. Итогом рассмотрения заявки станет сбор межведомственной комиссии.

Межведомственная комиссия – это коллегиальный орган, который выносит заключение о признании или непризнании дома аварийным объектом (п. 7 ПП № 47 «Об утверждении Положения…» от 28.01.2006).

Осмотром и оценкой комиссия не занимается. Акт проверки им предоставляют специалисты из числа экспертов. Жители непригодного для проживания дома могут написать заявление на имя руководителя межведомственной комиссии. Цель обращения – инициировать проверку изношенного здания и признать его аварийным.

Мнение эксперта

Семен Фролов

Юрист. Стаж 7 лет. Специализация: семейное, наследственное, жилищное право.

Обратите внимание, заявление подается лишь в том случае, если дом не включен в список на расселение и снос. Также нет смысла писать заявление, если другие жильцы дома уже обратились в местную администрацию с соответствующей просьбой. Оптимальный вариант – договориться и написать коллективное обращение в комиссию. Это повысит шансы на скорейшее рассмотрение заявки.

Программа переселения из аварийного жилья

Для каждого региона Российской Федерации, разработана своя система переселения жильцов из жилплощади, признанной непригодной для проживания. Постановление о признании жилплощади таковой, выносится региональными властями. Так же по их решению жильцам дается альтернативная жилплощадь.

Ежегодно разрабатываются новые программы на Федеральном и региональном уровне по переселению из ветхого жилого фонда. Федеральный уровень устанавливает базовые установки работы программ по расселению граждан из непригодных для проживания зданий.

Региональный — выносит решение о времени сноса ветхого жилья, и предоставлении жильцам благоустроенных, новых квартир. Причем рассматриваются методы участия граждан в застройке новых зданий, или получении ими квартир из соцнайма.

Кто может получить квартиру от государства:

  • многодетные;
  • малоимущие;
  • пенсионеры;
  • не социально- защищенные.

Как правильно написать?

Единственно верная форма обращения в межведомственную комиссию – простая письменная. Вместе с заявлением жильцы прилагают документы из списка (см. ниже).

заявления может включать:

  • наименование документа – по центру;
  • адресат (получатель) – ФИО и должность уполномоченного лица (например, – председатель жилищного комитета или заместитель главы муниципального образования);
  • отправитель – ФИО, дата рождения, место проживания, СНИЛС, ИНН и контакты для обратной связи;
  • обращение к должностному лицу;
  • основная часть заявления – в ней прописывают просьбу рассмотреть вопрос о признании жилья аварийным и подлежащим сносу (обязательно указать адрес проблемного дома);
  • нумерованный список приложений: перечень документов, которые жильцы прикладывают к заявлению;
  • дополнительные сведения – по ситуации;
  • дата подачи;
  • подписи заинтересованных сторон;
  • входящий номер для регистрации – заполняет получатель заявления или его секретарь.

Правом подачи такого заявления обладают не только жильцы непригодного дома. Зачастую о проблеме заявляют надзорные органы, например – жилищная инспекция или пожарная служба при МЧС.

Закон РАА

деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения;

  • расположение дома в опасных зонах схода оползней, селевых потоков, снежных лавин, а также на территориях, которые ежегодно затапливаются паводковыми водами и на которых невозможно при помощи инженерных и проектных решений предотвратить подтопление территории;
  • расположение дома в определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти зоне вероятных разрушений при техногенных авариях, если при помощи инженерных и проектных решений невозможно предотвратить разрушение жилых помещений.
  • ухудшение в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований;
  • изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей;
  • повреждения, полученные в результате взрывов, аварий, пожаров, землетрясений, неравномерной просадки грунтов, а также в результате других сложных геологических явлений;
  • деформация фундаментов, стен, несущих конструкций и значительная степень биологического повреждения элементов

Образец заявления о признании дома аварийным

За основу можно взять нижеприведенный шаблон:

Также потребуется заполнить и подписать согласие на обработку личных данных заявителя. Пример того, как выглядит документ вы можете найти ниже:

Куда нести заявление?

Выбирая адресата заявления, нужно учитывать особенности населенного пункта. Далеко не везде есть межведомственные комиссии. Иногда жильцам приходится действовать через местную администрацию, например – через жилищный отдел по работе с населением. Специалисты примут заявку, зарегистрируют его в реестре и дадут расписку о принятии.

Порядок подачи заявления в межведомственную комиссию:

  1. Оформить заявку в письменном виде, собрать подписи жильцов дома.
  2. Обратиться в государственное учреждение – жилищный комитет, отдел местной администрации или филиал «Мои документы» (МФЦ).
  3. Передать заявление и прилагаемые к нему документы.
  4. Специалист проверит личность заявителя и текст заявления – после чего выдаст расписку о приеме бумаг.
  5. Дождаться ответа от уполномоченного органа – либо напрямую из межведомственной комиссии, либо через посредника в лице МФЦ.

Мнение эксперта

Дмитрий Носиков

Юрист. Специализация семейное, жилищное право.

Закон также позволяет отправить электронную форму заявления о признании дома аварийным. Для этого нужно воспользоваться порталом Госуслуги. Заявитель выбирает свой регион, город и название услуги.

Если система позволяет подать электронное заявление, достаточно простой электронной подписи. Далее, заявление отправляется по нужному адресу.

Должностные лица администрации подписывают документы усиленной цифровой подписью (ЭЦП).

Важные моменты

Когда обращаются в суд, то обязательно учитывают такие существенные моменты:

  • с иском о предоставлении новой жилой площади в качестве замены аварийной, вправе обращаться только наниматель или лица, принадлежащие к членам его семьи (при наличии договора соцнайма). Алгоритм действий для собственников жилых помещений (приватизированных, приобретенных на основании договора КП и т. д.) нацеленных на защиту их прав, содержится в части 10 статьи 32 ЖК РФ (в расчет берется выкупная цена объекта);
  • документы вправе направить и прокурор, если он встает на защиту прав жильца-нанимателя. В этом случае все начинается с направления жалобы в органы прокуратуры;
  • в качестве замены будет представлено другое жилье с аналогичной площадью, но в пределах этого же населенного пункта. Улучшения жилья добиться не выйдет, даже при наличии статуса – нуждающегося. Обязанность наймодателя – предоставить нуждающимся жильцам необходимую им жилплощадь и исключить угрозу их жизни;
  • в предоставленном новом жилье могут проживать и члены семьи нанимателя, ранее проживающие с ним. Обычно из-за отсутствия жилищной базы жильцу предлагается меньшее по площади помещение, а это – прямое нарушение жилищных прав. Никто не вправе заставить жильца соглашаться на такое помещение. Переселение при наличии таких невыгодных условий допускается только при наличии согласия каждого жильца.

Какие нужны документы?

Обязательное дополнение к заявлению в комиссию – список документы в соответствии с Постановлением Правительства № 47.

Заявитель должен подготовить:

  • письменное заявление в установленной форме + согласие на обработку данных;
  • копии паспортов;
  • правоустанавливающие документы на жилое помещение – например, свидетельство о праве на наследство + документ о регистрации права собственности (свидетельство или выписка из ЕГРН);
  • справка с места жительства (форма №9) – обычно это выписка из поквартирной книги;
  • акт-заключение проектно-изыскательской организации – в том случае, если такое заключение входит в перечень обязательных документов конкретного региона (пп. 3 п. 44 Положения ПП №47).

Обращение не самого гражданина, а его представителя потребует в дополнение к имеющимся документам:

  • паспорт доверенного лица;
  • нотариальную доверенность, выданную на имя представителя – с обозначением полномочий на совершение юридически значимых действий с пометкой «подача заявлений в государственные и иные учреждения».

Отметим, что техпаспорт и иные документы на аварийный дом предоставлять необязательно. Сведения об этом должностные лица запросят самостоятельно. Впрочем, лучше уточнить этот момент у представителей муниципалитета в вашем городе. Обычно сведения вывешивают на официальном сайте администрации в разделе «Документы».

Что означает термин -другое благоустроенное помещение

Безусловно, любое помещение для жилья, предоставляемое взамен того, что имеется у собственника, обязано отвечать санитарным, техническим, противопожарным и другим нормам, которые закреплены в соответствующем нормативно-правовом акте. Также оно должно располагаться в этом же населенном пункте. К тому, как помещение благоустроено, предъявляются отдельные требования. Признаки благоустроенности помещения рассмотрим детально:

  • Жилое помещение обязано соответствовать закрепленным на законодательном уровне требованиям;
  • Уровень благоустроенности должен быть определен, исходя из среднего уровня, имеющегося в конкретном населенном пункте. Здесь имеется в виду планировка квартиры, имеющиеся коммуникации, наличие лифта или его отсутствие и другие признаки;
  • Жилье находится в черте населенного пункта, где у собственника была предыдущая квартира;
  • По квадратным метрам квартира должна быть равная «старой» недвижимости. Количество комнат тоже должно быть аналогичным. Запрещается такая ситуация, когда в прежней квартире были все изолированные комнаты, а в новом жилье предоставлены несколько комнат в коммунальной квартире.

Свой определенный уровень благоустроенности обязан быть учтен в каждом конкретном случае: если для проживающего в сельской местности жилье считается приемлемым, то для городского жителя оно может не подойти.

Источник: https://KPPKDirection.ru/vethoe-zhile/akt-mezhvedomstvennoj-komissii-obrazec.html

Разъяснения ЖК РФ в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда

Переселение из муниципального аварийного жилья

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО

ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 17 апреля 2020 г. N 15026-МЕ/06

Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрены обращения по вопросам применения положений частей 8.1, 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда и сообщается следующее.

Федеральным законом от 27.12.

2019 N 473-ФЗ “О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон “О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства” (далее – Федеральный закон N 473-ФЗ) внесены изменения в полномочия органов государственной власти Российской Федерации в область жилищных отношений при переселении граждан из аварийного жилищного фонда.

При этом в статье 32 ЖК РФ сохранена действовавшая до вступления в силу Федерального закона N 473-ФЗ гарантия прав собственников на получение возмещения за изымаемое жилое помещение (части 6, 7 статьи 32).

Исходя из части 8 статьи 32 ЖК РФ, предоставление взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение возможно исключительно при наличии волеизъявления сторон соглашения – собственника изымаемого жилого помещения и органа, осуществляющего изъятие. Таким образом, предоставление жилого помещения взамен изымаемого, является по сути заменой денежного возмещения натуральной формой с доплатой разницы между стоимостью предоставляемого жилого помещения и размером возмещения той или иной стороной.

Частью 8.

1 статьи 32 ЖК РФ субъектам Российской Федерации предоставлено право самостоятельно устанавливать для собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, дополнительные меры поддержки по обеспечению жилыми помещениями таких лиц (предоставление гражданам субсидий на приобретение жилых помещений, возмещение процентов по ипотеке, кредиту или займу) при условии, что на дату признания многоквартирных домов аварийными у правообладателей жилых помещений в таких домах отсутствуют иные пригодные для проживания жилые помещения (далее – меры поддержки).

Таким образом, установленное в части 8.1 статьи 32 ЖК РФ условие, по мнению Минстроя России, не распространяется на реализацию прав собственника на предоставление жилого помещения в соответствии с частью 8 статьи 32 ЖК РФ.

По вопросу установления различных требований к гражданам, которым могут быть установлены дополнительные меры поддержки, в части 8.1 статьи 32 ЖК РФ и в пункте 3 части 6 статьи 16 Федерального закона от 21.07.

2007 N 185-ФЗ “О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства” (далее – Федеральный закон N 185-ФЗ, Фонд ЖКХ) следует учитывать, что ЖК РФ является актом более высокой юридической силы, чем Федеральный закон N 185-ФЗ.

Следовательно, положения Федерального закона N 185-ФЗ подлежат применению в части, не противоречащей ЖК РФ.

Пункт 3 части 6 статьи 16 Федерального закона N 185-ФЗ устанавливает направления расходования средств Фонда ЖКХ и поскольку упоминаемая в нем субсидия, в случае принятия субъектом Российской Федерации решения о предоставлении граждан таких субсидий, будет являться дополнительной мерой поддержки граждан при переселении из аварийного жилищного фонда, на получателей субсидий будет распространяться условие, предусмотренное частью 8.1 статьи 32 ЖК РФ. Более того, по мнению Минстроя России, субъект Российской Федерации, принимая решение об установлении дополнительных мер поддержки граждан при переселении из аварийного жилья, вправе устанавливать дополнительные условия, предъявляемые к гражданам – получателям субсидий, помимо установленных ЖК РФ и Федеральным законом N 185-ФЗ, таким образом конкретизируя категории получателей субсидий.

Статья 32 ЖК РФ была дополнена новой частью 8.

2, согласно которой граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 указанной статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 указанной статьи в отношении таких граждан не применяются.

Источник: https://sangar.sakha.gov.ru/news/front/view/id/3171574

Отказ от переселения из аварийного жилья – если квартира в собственности, в 2020 году

Переселение из муниципального аварийного жилья

Они должны быть весомыми и не идти вразрез с законодательством РФ. Так, подобные процессы могут происходить по ст. 84 ЖК РФ, которая утверждает что выселение, возможно, по следующим основаниям:

  • Неуплата за использование жилья или отсутствие платы за коммунальные платежи на протяжении 6 месяцев. Причем, если за этот период вносился платеж в размере даже 1 рубля, нет основания для формирования судебного иска.
  • Нарушение интересов и прав соседей. Это так критично, что дальнейшее проживание невозможно.
  • Нанесение повреждения и разрушений в квартире. В том числе отсутствие текущего ремонта, что приводит к значительному ухудшению состояния недвижимости.
  • Проживание прописанного в муниципальной квартире в другом месте. Данный факт, должен быть, доказан документально.
  • Не целевое использование предоставленной жил. площади. То есть в ней не живут, а приспособили под склад, офис, даже магазин или какие-то другие цели.
  • Договор социального найма расторгнут в добровольном порядке по договоренности.
  • Переезд. Тут дело касается выезда из квартиры. Если жилец планирует выехать на некоторое время, то права на проживание в данной недвижимости за ним сохраняются.

Важно! Никакие другие причины не могут быть приняты судом как существенные, а значит, в выселении истца будет отказано.

Отказ от доли квартиры в пользу другого собственника или родственника

Поскольку под отказом от права собственности в пользу другого человека подразумевается добровольная передача жилья, то идеальным вариантом выступит дарение доли.

Отказаться от доли на квартиру в пользу другого собственника, родителей, ребенка можно путем подписания договора дарения и регистрации его в Росреестре.

Что нужно знать о дарении доли:

  1. Отчуждение доли любым способом должно происходить по нотариальному договору, и никак иначе, даже если речь идет о близких родственниках. Минус нотариального участия – собственно расходы на услуги специалиста.
  2. Важнейшим условием дарственной является согласие одаряемой стороны принять недвижимость в дар, и безвозмездный характер сделки.
  3. При этом, если стороны договора – родители, супруги, дети и внуки, то есть ближайшие родственники, не требуется оплата 13% налога на имущество. При передаче доли другому собственнику квартиры, не состоящему с дарителем в близком родстве, налог выплачивать придется. Тетя и племянник, например, не считаются ближайшими родственниками.

При дарении доли не нужно согласие других собственников, имеющих право преимущественной покупки.

Это еще одна особенность дарственной сделки.

При купле-продаже, например, пришлось бы направлять всем собственникам извещение о продаваемой доле с указанием реальной цены сделки, а также необходимо было бы ждать как минимум 30 дней, чтобы соседи в отведенный законом срок могли выразить намерение приобрести часть квартиры. А подарить долю можно кому угодно без отправки уведомлений остальным совладельцам.

Все, что вам нужно для регистрации дарения – обратиться к нотариусу. Он подготовит договор, и после полной оплаты его услуг, самостоятельно подаст заявление в Росреестр на регистрацию перехода права. Вам останется только забрать у него выписку из ЕГРН. Согласие супруга дарителя также не потребуется.

Если ребенку меньше 14 лет, договор дарения за него подписывает законный представитель или опекун. Ребенок от 14 до 18 лет ставит подпись самостоятельно, но в присутствии родителей или опекунов.

Дарителем несовершеннолетний может быть только с согласия органов опеки. Одаряемым – без их согласия.

Стоимость услуг нотариуса в этом случае будет зависеть от кадастровой стоимости квартиры и размера доли. Статья 22.1 закона о нотариате от 11 февраля 1993 года № 4462-1 определяет тарифы при удостоверении договоров. Государственная пошлина за регистрацию права обойдется новому собственнику в 2000 рублей.

Порядок процедуры освобождения муниципального жилья

Основная цель – это лишить гражданина права пользования квартирой. Алгоритм действий собственника такой:

  1. Формирование искового заявления.
  2. В суд предоставляется: иск, доказательства, квитанции об оплате гос. пошлины. Обращение идет по месту проживания нанимателя, то есть ответчика.
  3. В процессе судебного разбирательства следует предоставить обоснование причины выселения, указанной в иске.
  4. Если решение положительное, то дело передается в службу судебных приставов, которые и контролируют процесс освобождения жил. площади. Если решение отрицательное, то все остается без изменений – наниматель продолжает пользоваться квартирой.
  5. Далее, происходит снятие с регистрации, причем для этого присутствие гражданина не требуется, так как есть решение суда.
  6. Гражданин переезжает в другое предоставленное муниципалитетом жилье. В зависимости от исходной ситуации – это может быть аналогичная по площади и состоянию квартира или комната в общежитии. В никуда выселить нанимателя не могут, истец обязательно предоставляет место для проживания, причем благоустроенное.

А также стоит рассмотреть, как будет действовать судебный пристав при исполнении наказания, поскольку в данном вопросе есть свои важные моменты. Так, предварительно изучив решение, выносится постановление о возбуждении исполнительного производства, с обязательным уведомлением сторон о предстоящем выселении в письменном виде.

Даже, если освобождение квартиры принудительное, с нанимателем проводят беседу о добровольном выезде. При отказе выносится постановление о выезде, и вручается уведомление со сроками принудительного выселения.

Если и это не приведет к результату, данная процедура осуществляется силами службы судебных приставов в присутствии, как минимум 2 понятых, которые не заинтересованы в подобном процессе.

Результат — акт о выселении, обязательно содержащий подписи всех присутствующих, а также опись имущества, в которой отмечено место хранения.

Важно! Все, что есть в квартире (личные вещи) остаются нанимателям, их не могут забрать. Но если новое жилье не предоставляется, то хранятся они на специальных складах.

Доказательная база

Ее могут формировать:

  1. При образовании долга – выписка из лицевого счета.
  2. При нарушениях правил пользования – акт комиссии, которая проводила обследование недвижимости с указанием о нанесенных повреждениях.
  3. Показания свидетелей – при нарушении общественного порядка или отсутствии по месту прописки в муниципальной квартире длительное время, то есть фактическое непроживание в ней.
  4. Протоколы, составленные представителями правоохранительных органов.
  5. Договор соцнайма.
  6. Техническая документация на квартиру для подтверждения факта перепланировки.

Как происходит процедура

Если вы твердо уверились, что обойдетесь и без этой самой доли в жилище, следует посетить нотариальную контору. Строго говоря, такого понятия как «отказ от приватизации в чью-то сторону» в законодательстве нет вообще — вам предстоит оформить согласие о неучастии в приватизации.

Юрист подскажет, как заполнить бланк заявления и заверит его. Помимо этого потребуются также общегражданское удостоверение личности и справка о регистрации. После заверения эта бумага предоставляется уже другими участниками в Регистрационную палату — в комплекте с остальными документами. Личное присутствие отказавшегося уже не нужно.

Источник: https://vostok-kvartal.ru/kvartira/otkaz-ot-municipalnogo-zhilya-2.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.