Переселение из ветхого

Содержание

Новые дома строят между старыми: как жители ветхих зданий в Балашихе годами добиваются предоставления квартир

Переселение из ветхого

Десятки семей в подмосковной Балашихе живут в обветшалых домах без горячей воды и с плесенью на стенах. Между тем все эти здания несколько лет назад были включены в программу развития застроенных территорий.

Один из застройщиков пояснил, что компания временно лишилась возможности реализовывать программу после того, как средства дольщиков запретили использовать для строительства домов, а банки отказывались выдавать кредиты. При этом активисты заявляют, что строительная компания не сносит старые здания, возводя многоэтажки между ними, чтобы не расселять жильцов.

Впрочем, в администрации Балашихи утверждают, что проблема постепенно решается: по словам чиновников, с 2017 по 2020 год в городе переселили 830 человек из 17 аварийных и ветхих строений.

Более тысячи жителей подмосковной Балашихи годами ждут, когда их переселят из ветхих, заплесневелых домов в новые квартиры. Несмотря на то что старые здания внесены в городские программы по расселению, граждане годами не могут реализовать своё право на нормальное жильё.

Одним из микрорайонов Балашихи, где с 2011 года осуществляется подобная программа развития застроенных территорий, стало Ольгино. В список ветхого жилья вошли 26 домов, в которых прописаны более 830 человек.

Расселением жителей этих домов в новостройки, согласно документам, занимается ответственный застройщик — ООО «Скопа плюс», выбранный через аукцион. Программа должна была завершиться в 2016 году, однако её продлили до 2023 года.

За это время «Скопа» смогла расселить 12 домов.

Дом №30 по улице Жилгородок, в котором прописаны 52 человека, — самое ветхое из всех зданий, внесённых в программу. По словам его жителей, местные власти обещали расселить барак ещё в 2007 году.

В 2015-м фундамент дома просел настолько, что его пришлось укрепить снаружи и изнутри железными швеллерами. Единственный источник воды — раковины на кухне.

Жильцы набирают воду в строительные тазы и моются в комнатах.

«От тараканов и клопов мы уже не надеемся избавиться. Мы как-то обращались в ЖЭК с просьбой вытравить их, нам ответили: «Ваши дома только сжигать», — рассказала RT Елена Тараканова. Женщина живёт в комнате площадью 14 кв. м вместе с 23-летним сыном.

В марте прошлого года администрация Балашихи вновь пообещала, что дом №30 расселят, на этот раз — «не позднее 31 декабря 2019 года» (соответствующий документ есть в распоряжении RT). Выделить квартиры планировали в ЖК «Центральный-14», который строится прямо напротив барака. Сюда же обещали расселить жителей ещё трёх домов по улице Жилгородок.

«Когда мы обратились к застройщику, нам сказали, что администрация нас ввела в заблуждение (относительно переселения. — RT)», — добавила Тараканова. Сейчас в новостройке нет квартир для жильцов из ветхих домов — все они принадлежат дольщикам.

Местная общественная активистка Наталья Осипова считает, что ответственный застройщик намеренно не возводит многоэтажки именно на месте ветхих домов.

«Дело в том, что между деревянными домами на улице Жилгородок предусмотрено много пространства, именно в этих промежутках «Скопа» и стала строить.

Эти дома и так были ветхими, а когда в нескольких десятках метров от них началось строительство, стали разрушаться ещё быстрее.

Строить высотки на месте старых домов коммерческой фирме невыгодно — придётся сразу расселять жильцов, а потом часть квартир отдавать им. А так они могут все квартиры продать покупателям», — поясняет RT Осипова.

  • Жители Подмосковья годами ждут расселения из бараков

На бумаге все дома одинаковые

Застройщик ООО «Скопа плюс» признаёт, что в случае переселения «проблемного дома №30» не смог выполнить свои обязательства.

«Жильцы этого дома закидали администрацию обращениями. Местные власти пригласили на встречу застройщика и предложили подписать документ о том, что наша компания предпримет все усилия для переселения людей», — рассказала RT замгендиректора компании по правовым вопросам Мария Плотникова.

На вопрос о том, почему самый ветхий дом не был расселён по программе в первую очередь, она пояснила, что по бумагам все жилые здания на улице Жилгородок одинаково ветхие. Местные власти до сих пор не признали этот дом аварийным — в таком случае срочно расселить жильцов обязаны уже органы местного самоуправления. 

С июля 2018 года ООО «Скопа плюс» вообще не имеет возможности продолжить строительство многоквартирных домов в Ольгино. Это связано с внесением поправок в Федеральный закон №214 «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости», пояснила собеседница. После законодательных изменений застройщик больше не может привлекать деньги дольщиков.  

«Теперь строить дома мы можем либо за свои средства, либо по кредитным договорам с банком.

Нам отказали уже три банка: они боятся, что «Скопа» потеряет договор о реализации программы застроенных территорий, хотя администрация Балашихи заверяла банки, что для этого нет причин.

Получается, что программы застроенных территорий теперь находятся в полной зависимости от решения банка о том, будет ли он выдавать нам кредит», — сказала собеседница.

Чтобы расселить жильцов ветхих домов, ответственная компания может построить новый дом либо купить для них квартиры у других застройщиков. Но в обоих случаях необходимо одобрение кредита.

Правда, Елене Таракановой вместе с сыном всё же удалось получить квартиру. После того как RT обратился к застройщику и администрации с вопросами, 5 марта она подписала соответствующую бумагу о том, что ей во временное пользование предоставляется однокомнатная квартира в новостройке.  

«Эта квартира была забронирована для Елены ещё с лета прошлого года.

Наша компания хотела её предоставить, но начала получать отказы от банков, в связи с чем мы думали, что договор о реализации программы вообще придётся расторгнуть.

Сейчас у нас наметилась положительная тенденция с точки зрения кредитования, поэтому мы решили наконец выдать эту квартиру семье Таракановых», — пояснила представитель «Скопы».

В ближайшее время выдача квартир другим жильцам дома №30 или соседних ветхих зданий не предвидится.  

«Не хватает никаких денег»

Дома, жители которых вынуждены мыться в тазиках и травить клопов, есть и в других микрорайонах Балашихи — Саввино и Керамик. Они также включены в программу развития застроенных территорий, ответственным застройщиком здесь является фирма ООО «Бриз».

В 2018 году горадминистрация попыталась через суд разорвать заключённый с компанией договор по реализации программы в микрорайоне Керамик, указав, что «Бриз» не исполняет в срок свои обязательства.

Компания подала встречный иск, отметив, что за пять лет с момента начала действия договора подготовила проект планировки района. Суд встал на сторону «Бриза», постановив продлить действие программы в Керамике до 2023 года.

При этом до 1 декабря 2021 года компания обязана предоставить гражданам новые квартиры. На момент публикации материала RT не удалось связаться с руководством компании.  

Пока жители Саввино и Керамика ожидают переселения, их дома ветшают ещё быстрее: после включения зданий в программу застроенных территорий в них больше не проводят капитальный ремонт. Управляющая компания занимается только текущим ремонтом, который в этом случае бесполезен: побелка стен и промывка труб не могут устранить грибок и постоянные протечки.

Из 65 домов в микрорайоне Саввино, которые находятся в ведении управляющей компании ООО «ЖЭС-С», 43 являются ветхими и аварийными. При этом более чем от 20 домов компания хочет отказаться, поскольку не может поддерживать их в нормальном состоянии.

«На то, чтобы содержать эти дома, не хватает никаких денег. Например, в месяц мы собираем с жителей дома по 10 тыс. рублей, а на поддержание такого ветхого жилья нужно минимум 20—30 тыс.», — рассказал RT директор компании Владимир Королюк.

Также по теме

«Живём в первобытных условиях»: в Балашихе более десяти лет не могут расселить барак послевоенной постройки

Рядом с современными высотками в микрорайоне Ольгино в подмосковной Балашихе стоят деревянные бараки послевоенной постройки. Жильцы…

Как отметила активистка Наталья Осипова, ветхое жильё в этих районах сносят, только если оно по-настоящему мешает строительству новых домов.

Её слова подтвердила и жительница дома №2 по улице Ленина Любовь Соколова.

«Несколько лет назад напротив нас снесли и расселили дом №1/5, хотя его состояние было намного лучше. Просто он стоял у самой дороги, и застройщику было выгодно возвести многоэтажку именно на этом месте», — пояснила она.

В доме №2, который состоит из нескольких коммуналок, не предусмотрено горячее водоснабжение — на общей кухне все конфорки заняты большими железными вёдрами, в которых кипятят воду.

Жильцы хотели поставить газовую колонку на кухне, и в газовой службе ответили, что это возможно, только трубу от колонки придётся вывести в форточку, потому что вытяжка на кухне уже давно забита кирпичом. Плохая вентиляция в доме привела к тому, что стены покрыты плесенью и грибком. В некоторых комнатах люди даже не клеят обои — они всё равно не держатся на стенах.

Любовь обращалась к местным властям с просьбой признать дом непригодным для проживания ещё в 2017 году, однако тогда комиссия посчитала, что всё в порядке. В июне прошлого года дом наконец признали аварийным и внесли в программу переселения граждан на 2020—2024 годы.

Ещё несколько десятков домов в микрорайонах Саввино и Керамик пока считаются лишь ветхими, а значит, за их переселение прямую ответственность несёт застройщик — ООО «Бриз».

В администрации Балашихи в ответ на запрос RT сообщили, что в течение трёх лет, с 2017 по 2020 год, в городе переселили 830 человек из 17 аварийных и ветхих жилых домов.

В ведомстве подтвердили, что изначально дом №30 по улице Жилгородок должны были расселить к январю 2017 года, сейчас сроки сдвинуты на июнь 2023 года.

Там также подчеркнули, что дома, включённые в программу развития застроенных территорий, не могут быть расселены по иной программе, например, как аварийные или ветхие.

Источник: https://russian.rt.com/russia/article/725730-balashiha-avariinoe-zhilyo-rasselenie

Переселение из ветхого жилья собственников: нюансы и особенности

Переселение из ветхого

Процесс переселения собственников из ветхого и аварийного жилья является главенствующей задачей жилищной политики РФ.

Сегодня проблема расселения из подобных зданий и жилых объектов стоит достаточно остро, так как органы местного самоуправления не успевают в установленные сроки переселять граждан из непригодных к проживанию домов и коммунальных квартир, вследствие чего численность ветхого фонда растет и накапливается.

Аварийное и ветхое жилье наносит урон внешнему облику городов и населенных пунктов, а также представляет зачастую серьезную угрозу для проживающих в нем людей.

Отсутствие необходимого ремонта десятилетиями, возложения этих обязанностей на самих жильцов и крайне медленные темпы переселения приводят к сложностям, спорам и разбирательствами сторон.

Подробнее о сложившейся ситуации с переселением из ветхого фонда в РФ, способах решения проблемы и порядке проведения такого процесса — читайте далее.

Что такое ветхое и аварийное жилье?

По причине частного использования данного термина на практике его определение можно найти в неофициальном документе — методических рекомендациях по содержанию и ремонту жилого фонда. В соответствии с ним «ветхое жилье» представляет собой жилое помещение с износом конструкции здания 65-70% (для деревянных и каменных построек соответственно).

Несмотря на такой существенный уровень износа, опасность обрушения отсутствует.

Принципиальное отличие ветхого жилья от аварийного заключается в том, что последнее имеет такие деформации, которые приводят или могут привести к обрушению. Поэтому проживание в таких помещениях опасно для здоровья и жизни людей. А в ветхом, даже учитывая высокую степень износа, можно проживать.

Откуда берется ветхий жилой фонд?

Однако далеко не все лица, проживающие в нем, имеют достаточные финансовые возможности для восстановления своего жилья.

На протяжении многих лет, и даже десятилетий ситуация усугубляется отсутствием ремонта и нарушением всех сроков в проведении таких работ.

Соответственно, происходит постепенное наращивание проблемного жилого фонда при имеющейся непригодности жилья для безопасного проживания.

Действующие программы переселения федерального и региональных уровней помогают в некоторой степени решать проблему, но с очень низкой скоростью.

Современная ситуация в России

Президентом РФ было поручено переселить всех граждан, проживающих в ветхом жилом фонде, в срок до 2017 года. Механизм начал работу: были дополнительно профинансированы государственные программы по расселению, составлены планы и очереди.

Но люди столкнулись с множеством серьезных проблем.

Но куда большей бедой является существенный недостаток необходимых площадей под застройку. Выходом в данной ситуации стало многоэтажное строительство (более 20‒ти этажей).

При скученной застройке подобных микрорайонов возникают опять же новые проблемы: недостаточное количество парковочных мест, небольшие территории внутри дворов и недостаточность прилегающих объектов социальной и обслуживающей инфраструктуры.

В некоторых субъектах РФ законодательно установлено предоставление нового жилья строго по имеющей в собственности площади жилого помещения в ветхом доме, без учета принятых норм. К примеру, если человек имеет комнату 20 кв. м., то помещение такой же площадью он и получит, независимо от того, что в ней могут быть прописан кто-то еще.

Еще одним негативным моментов является недостаток финансовых ресурсов, выделяемых на реализацию жилищных программ.

В настоящее время переселению принадлежит только жилье, которое было признано ветхим и аварийным до 01 января 2012 года. Все, что приобрело такой статус позднее, в государственную программу не включается. Индивидуальные случаи будут рассмотрены комиссией.

Порядок расселения из ветхого жилья и необходимые документы

В соответствии Постановлением Правительства РФ № 47 от 28 января 2006 года для того, чтобы признать жилье ветхим и принять соответствующее решение о переселении из него жильцов, на местном или региональном уровне создается межведомственная комиссия.

Обращаясь в эту комиссию, арендодатель или собственник помещения должен написать заявление о признании жилья непригодным для дальнейшего проживания.

Альтернативным способом обращения в такую комиссию является заключение органа, правомочного осуществлять контроль и надзор за состояние жилых помещений и об их несоответствии установленным законом нормам.

Помимо заявления комиссии предоставляются следующие документы:

  • копии правоустанавливающих документов на жилое помещение;
  • экспертная оценка жилья (в случае необходимости признать жилье аварийным и подлежащим сносу);
  • проект реконструкции помещения (в случае переоформления нежилого помещения в жилое);
  • иные документы.

После предоставления пакета документов и заявления комиссией в срок до 30 дней проводится их анализ и принимается решение о необходимых дополнительных проверках дома или квартиры.

Анализ заключается в следующем:

  1. Осуществляется тщательная проверка приложенных документов и заявления.
  2. Определяется необходимость в предъявлении дополнительной документации.
  3. Устанавливается экспертный состав комиссии и оценивается ее работа.
  4. Составляется документ (акт) обследования жилого помещения и итоговое заключение.
  5. Выносится окончательное решение.

Комиссия принимает одно из следующих решений:

  • помещение нуждается в капитальном ремонте;
  • жилье признается аварийным и подлежит сносу;
  • помещение пригодно для проживания;
  • жилье нуждается реконструкции или перепланировке;
  • дом признан аварийным;
  • помещение не соответствует установленным законодательством нормам, и поэтому для проживания непригодно.

Основаниями для признания помещения непригодным для проживания являются:

  1. Помещения расположены в признанном аварийным и подлежащим сносу/реконструкции многоквартирном доме.
  2. Несоблюдение норм санитарно-эпидемиологической безопасности или их существенное превышение на территории расположения дома.
  3. Наличие серьезных повреждений жилого объекта в результате землетрясения, взрывов или пожаров, при которых восстановительные работы становятся нецелесообразными и экономически невыгодными.
  4. Расположение жилья в зоне схода оползней и иных возможных природных катаклизмов с условием невозможности предотвращения разрушений инженерными методами.
  5. Помещения имеют надо собой расположенные устройства для промывания мусоропровода.
  6. Расположение жилья в районе потенциальных разрушений в случае техногенных аварий и на территориях прилегания к воздушным линиям электропередачи переменного тока с высоким уровнем напряжения и индукции;
  7. Наличие уровня шума выше допустимых норм при выходе окно на крупные магистрали.

После рассмотрения поданного жильцами заявления комиссией составляется заключение в 3-х экземплярах. При этом может быть вынесено решение о непригодности жилого помещения для проживания и переселении жителей. На основании такого решения будет издано распоряжение исполнительного государственного органа, в котором необходимо прописать конкретный порядок переселения граждан.

При подаче заявления через почту или сервис госуслуг, комиссия в срок до 5-ти дней с даты принятия соответствующего решения направляет его заявителю, арендатору или соответствующему государственному органу.

Способы решения вопроса

При переселении из ветхого жилого фонда жильцы могут претендовать на следующие способы решения текущих проблем:

  1. Предоставление равноценного жилого объекта (при выселении собственника).
  2. Предоставление жилья по договору социального найма.
  3. Выплата жильцу выкупной цены жилого помещения.

Рассмотрим каждую компенсационную меру более детально.

Предоставление равноценного жилого объекта

Переселенцам (собственникам жилья) может быть предоставлен равноценная квартира или дом с учетом величины общей площади жилья и количества комнат в нем.

Причем предоставляемое жилье моет относиться как к первичному, так и вторичному жилищному фонду. Решение об именно таком способе расселения принимается также межведомственной комиссией.

Предоставление жилья по договору социального найма

Жилые объекты предоставляются по договору социального найма в виде комнат или отдельных квартир из фонда социального жилья. Обязательным условием является соответствие площади предоставляемого жилья показателям нормы для семьи на момент принятия окончательного решения о переселении. Данный параметр не может быть меньше площади предыдущего жилого помещения.

Также новое жилье должно располагаться в пределах населенного пункта и района, где располагалось старая квартира или дом за исключением случаев, закрепленных законодательно.

Выплата жильцам выкупной цены жилого помещения

В соответствии с Жилищным кодексом РФ (ст.32) гражданин взамен предоставления равноценного жилого помещения может выбрать в качестве меры компенсации денежную выплату выкупной цены дома или квартиры.

Такая цена подразумевает стоимость жилья на рынке и дополнительные затраты, которые понес собственник в процессе переселения, включая упущенную выгоду и оформление соответствующих документов на собственность.

При возникновении разногласий в отношении предлагаемой суммы за помещение, гражданин имеет право на обсуждение данного вопроса с представителями власти или обращение в суд.

В решении суда указывается та выкупная стоимость, которую выплачивают собственнику. Сегодня число подобных судебных споров и разбирательств связано с тем, что региональные и местные власти специально занижают выкупную цену жилья.

Переселение из ветхого жилья в период проведения реконструкции или ремонта.

В случае проведения реконструкции или капремонта необходимости переселения жильцов государственные органы будут обязаны предоставить им для проживания другое жилье.

Жилые помещения на такие цели выделяются из маневренного жилого фонда. Граждане, не согласные на переселение, могут быть выселены принудительно по решению суда.

При этом сохраняется право на возвращение в реконструированное или отремонтированное жилое помещение, независимо от длительности работ.

Исключениями из данного правила является ситуации, когда собственник не может вернуться в занимаемую ранее квартиру или дом, если после реконструкции/ремонта площадь жилья была существенно изменена и показатели нормы на одного человека не соблюдаются. Возможна и иная ситуация — когда площадь помещения наоборот становится больше, тогда в переселении обратно будет отказано.

Нормы в отношении жилья, предоставляемого взамен ветхому

Любое жилое помещение, предоставляемое взамен текущего, должно отвечать определенным техническим, противопожарным, санитарными иным нормам, установленным соответствующими нормативными актами, и располагаться в том же городе или населенном пункте.

К благоустроенности жилого объекта предъявляются следующие требования:

  • площадь жилого помещения должна быть равнозначна площади ранее занимаемого жилья (включая количество комнат);
  • устанавливается средний уровень благоустроенности данного населенного пункта (планировка квартиры, коммунальные удобства, наличии лифта и т. д.);
  • помещение должно находиться в пределах населенного пункта, где располагалось предыдущее жилье.

В каждой конкретной ситуации должен учитываться уровень благоустроенности для сельских районов и городских территорий.

Процесс переселения граждан из ветхого и аварийного жилья является очень сложным, сопровождается множеством проблем, ограничений и может занимать многие годы. Вмешательство властей, в том числе федерального уровня, а также реализация специальных программ способствуют ускорению получения жильцами благоустроенных помещений и постепенному улучшению ситуации с ветхим фондом в РФ.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/prava/pereselenie-iz-vetxogo-zhilya-sobstvennikov.html

Реновация в Подмосковье

Переселение из ветхого

Программа позволит расселять жителей бараков, послевоенных малоэтажных домов и хрущевок

Петр Ковалев/ТАСС

Власти Московской области занимаются подготовкой запуска программы реновации жилищного фонда, которая позволит улучшить жилищные условия 1,3 млн жителей региона. Об этом «РБК-Недвижимости» сообщили в пресс-службе Министерства жилищной политики Московской области.

Программа реновации будет представлять собой доработанный механизм развития застроенных территорий. Она позволит расселять жителей бараков, послевоенных малоэтажных домов и хрущевок. Реализовывать подмосковную реновацию хотят с привлечением инвестиций. Рассказываем, как власти предлагают решать вопрос с ветхим жилым фондом в Подмосковье.

Подмосковные власти намерены решать вопрос расселения из ветхого жилья с помощью собственной программы реновации. По их данным, сейчас общий объем жилищного фонда в регионе составляет 257 млн кв. м, из них 63 млн кв. м (25%) относится к жилью с высокой степенью износа.

«Правительством Московской области организована работа по запуску программы реновации жилищного фонда. Она позволит улучшить жилищные условия 1,3 млн жителей Подмосковья. Программа реновации по своей фундаментальной основе будет представлять собой доработанный механизм развития застроенных территорий», — рассказали в пресс-службе Министерства жилищной политики Московской области.

Программа реновации в Московской области ставит три основные цели. Во-первых, ликвидацию жилых домов с высокой степенью износа. Во-вторых, недопущение создания ветхого и аварийного фонда. В-третьих, создание жилья нового стандарта качества, комфортной городской среды.

«Программа будет осуществляться за счет внебюджетных средств. В ее рамках планируется расселить жителей домов трех категорий: бараки (2 тыс. домов), послевоенные малоэтажные дома (22 тыс. домов) и хрущевки (3,4 тыс. домов)», — отметили в пресс-службе.

При формировании перечня домов, подлежащих сносу и расселению в рамках программы, власти намерены учитывать мнение собственников и нанимателей жилых помещений с помощью ания и проведения общего собрания собственников жилья.

Снос пятиэтажек в рамках программы реновации в Москве ( Антон Новодережкин/ТАСС )

На прошлой неделе в СМИ появилась информация о том, что губернатор Московской области Андрей Воробьев направил президенту России Владимиру Путину предложения по расселению из ветхого жилья.

В частности, власти Подмосковья предложили определить процедуру изъятия ветхого жилья при согласии не менее 70% собственников в доме, установить право субъектов определять типы ветхого жилищного фонда, подлежащего расселению.

Кроме того, правительство Московской области предложило наделить регионы полномочиями по предоставлению девелоперу в пользование площадки под строительство дома в случае участия в расселении ветхого жилья и предоставить меры поддержки участникам программы (субсидирование ипотеки и кредитов застройщикам). Реализация данных предложений позволит запустить в регионе проект реновации с привлечением частных инвесторов.

Какие программы расселения сейчас есть в Подмосковье

Как рассказали «РБК-Недвижимости» в пресс-службе Министерства строительного комплекса Московской области, сейчас на территории региона расселение граждан из ветхого жилья проходит в рамках двух программ.

Это адресная программа Московской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Московской области на 2016–2021 годы» и Государственная программа Московской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Московской области на 2019–2025 годы».

Расселению подлежат дома, признанные аварийными до 1 января 2017 года. Так, с 2016 по 2019 год было расселено 2,4 тыс. домов (общая площадь 95,6 тыс. кв. м), в которых проживало около 6 тыс. граждан.

«С начала 2020 года переселено еще 728 человек из 298 аварийных жилых помещений. До конца 2020 года планируется переселить еще 2070 граждан из 811 аварийных жилых помещений общей площадью почти 35 тыс. кв.

м», — добавили в министерстве.

При этом нуждающихся в переселении людей гораздо больше (около 1,3 млн человек), и они не ограничены рамками существующих программ. Именно поэтому и предлагается запустить комплексную программу переселения из ветхого жилья наподобие московской реновации и привлекать инвесторов для ее реализации.

Что тормозит реновацию в Подмосковье

Сейчас реализация проектов застроенных территорий с привлечением частных инвесторов в Московской области затруднена из-за отсутствия нормативной базы и порядка учета мнения жителей при формировании таких проектов.

Также нормативно не определены понятие ветхого жилья и процедура изъятия его у собственников, если они не согласны на предложенные варианты переселения.

Камнем преткновения являются риски застройщиков при расселении домов в виде отказа собственника продавать квартиру и низкая экономика проектов. Предложенные властями механизмы должны устранить эти пробелы.

В Фонде содействия реформирования ЖКХ «РБК-Недвижимости» рассказали, что подобные предложения по расселению из ветхого жилья направляли в Минстрой России. Они подготовлены во исполнение поручения вице-премьера Марата Хуснуллина и предусматривают внесения изменений в ФЗ «О Фонде содействия реформирования ЖКХ», Жилищный и Градостроительный кодексы и ряд других законодательных актов.

«Данные предложения предусматривают, в частности, введение законодательного понятия «ветхих многоквартирных домов», установление механизма финансирования переселения граждан из ветхого жилья.

Также предложения направлены на совершенствование отношений в сфере развития застроенных территорий, в том числе учета мнения собственников жилых помещений многоквартирных домов, признанных ветхими, при формировании и реализации проектов по развитию застроенных территорий», — пояснили в Фонде.

Новые многоквартирные дома, построенные в рамках программы реновации жилищного фонда столицы ( Василий Кузьмиченок/ТАСС )

Как эксперты оценивают реновацию в Подмосковье

Эксперты, опрошенные «РБК-Недвижимостью», поддерживают запуск программы реновации в Московской области. Вопросы у них вызывают масштабы программы и ее финансирование — без средств из федерального бюджета, по их мнению, не обойтись.

Программа реновации в Московской области имеет место быть, тем более что все технические параметры программы можно позаимствовать у ближайшего соседа — Москвы, отметил генеральный директор РАСК Николай Алексеенко. «Сама по себе инициатива о разработке программы правильная и нужная, однако серьезные опасения вызывает именно заявленный масштаб реновации и источники ее финансирования», — отметил он.

По его мнению, заявленный объем расселения в размере 63 млн кв. м жилья выглядит колоссальным.

Для сравнения, согласно официальным данным, объем расселения в Московской области с 2011 по 2018 год составил только 550 тыс. кв. м ветхого и аварийного жилья.

По столичной программе реновации власти планируют до 2032 года построить порядка 25 млн кв. м жилья. При этом по финансовым возможностям Московская область уступает столице.

«Сравнивая текущие возможности области и Москвы, можно логично заключить, что планируемая областная программа потребует кратно больше ресурсов и заметно большего периода реализации. Скорее всего, область будет рассчитывать на дотации из федерального центра, а также на масштабное привлечение инвесторов и застройщиков», — отметил глава РАСК.

С привлечением инвесторов также могут возникнуть проблемы — есть опыт Москвы, где власти и бизнес достаточно обсуждали условия сотрудничества. Это притом что условия на столичном рынке более привлекательные, цены здесь выше подмосковных.

Аналогичную позицию озвучил руководитель аналитического центра ЦИАН Алексей Попов. «Если в пределах МКАД на месте хрущевок почти везде можно построить жилые комплексы с необходимой для застройщиков маржой, то в Московской области такая схема гарантированно сработает только в городах-спутниках», — отметил аналитик.

По его мнению, сама программа может занять даже больше времени, чем в Москве.

Согласно анонсу в нее планируется включить каждый 4-й многоэтажный дом в регионе (тогда как столичная программа расселения пятиэтажек касается 10% от числа жилых зданий и рассчитана на 15 лет).

Кроме того, проблема ветхого жилья как таковая не имеет конечного решения, так как через 10-20 лет морально и физически устареют уже не только пятиэтажки, но и часть «брежневских» панельных и блочных домов.

Член Общественной палаты Московской области, руководитель подмосковного центра «ЖКХ контроль» Валерий Мамчур также поддержал программу реновации в Подмосковье — регион действительно нуждается в комплексной программе расселения граждан из ветхого жилья. По его мнению, программа может быть успешно реализована при достаточном финансировании и поддержке граждан. Тем более что механизмы для ее реализации уже есть — московский опыт.

Вопрос вызывает экономическая составляющая программы — инвесторам может быть не совсем выгодно строить в рамках программы.

«В Москве на месте пятиэтажки можно построить 17-этажный дом с уже подведенными коммуникациями и отбить все затраты», — сказал эксперт. В Подмосковье ситуация немного другая — стоимость 1 кв. м здесь гораздо ниже.

Решением проблемы в данном случае может стать субсидирование строительства, считает эксперт.

Точка зрения девелопера

Директор департамента аналитики и планирования продаж ГК ФСК (компания строит жилье в Москве и области) Ксения Цаплина заявила, что застройщику интересно с экономической точки зрения принимать участие в подобных проектах, если данный объект расположен в перспективном для строительства месте — не далее 10 км от МКАД. Большинство городов Подмосковья, в которых большой процент ветхого жилья, расположены в тех локациях, в которых нет внешнего спроса на жилье.

«С точки зрения ведения бизнеса застройщик заинтересован в участии в подобных программах, когда на законодательном уровне будут урегулированы все вопросы, которые связаны с низкой экономикой проекта, а также позволят минимизировать риски застройщиков, связанных с расселением ветхого жилья», — пояснила представитель девелопера.

Интерес со стороны крупных застройщиков возрастет, если проекты строительства по программе расселения будут включены в состав реализации комплексного развития территорий объектов ближнего пояса и предоставления преференций застройщикам, добавила Ксения Цаплина.

Источник: https://realty.rbc.ru/news/5f3e02b29a794732e60e5ebf

Программа ветхое жилье

Переселение из ветхого

3 способа получить бесплатную консультацию юриста

01

Задать вопрос юристу онлайн бесплатно

02

Звонок по бесплатной линии
8 800 350 14 85
(Москва и регионы РФ)

03

Оставьте заявку нашему юристу в онлайн чат, он перезвонит вам через 5 минут

Бесплатная консультация юриста по жилищным вопросам
Цены на услуги юриста по жилищным вопросам

Петр Романовский, юрист Стаж работы 15 лет, специализация – жилищные, семейные, наследство, земельные, уголовные дела.

Выселение без предоставления другого жилого помещения возможно лишь согласно основаниям, указанным в Жилищном кодексе Российской Федерации.

Каждому человеку законом гарантировано право на жилище и достойные условия жизни.

Расселение жилья, признанного аварийным или ветхим, и предоставление выселенным гражданам пригодных для проживания жилых помещений – одна из первоочередных задач и обязанностей государства. 

Вопрос ветхого жилья регулярно рассматривается законодателем, принимаются новые нормативные акты, вносятся корректировки в существующие законы о ветхом и аварийном жилье. На территории Российской Федерации действуют государственные программы, призванные улучшить жилищные условия людей, относящихся к различным социальным группам.

Программы реализуются на федеральном и региональном уровнях, каждый субъект России обязан реализовывать жилищные программы для поддержки населения в рамках общегосударственной политики, направленной на улучшение жилищных условий граждан.

3 способа получить бесплатную консультацию юриста 01

Задать вопрос юристу онлайн бесплатно

02

Звонок по бесплатной линии
8 800 350 14 85
(Москва и регионы РФ)

03

Оставьте заявку нашему юристу в онлайн чат, он перезвонит вам через 5 минут

Бесплатная консультация юриста по жилищным вопросам
Цены на услуги юриста по жилищным вопросам

В 2010 году был принят закон о расселении ветхого жилья, закрепляющий порядок выселения из зданий жилого фонда, непригодных для проживания, и условия предоставления новых жилых помещений.

Разработаны федеральные программы, регулирующие вопросы жилищной сферы.

Регионы также участвуют в государственной политике, и разрабатывают местные программы, решающие вопрос расселения из ветхого и аварийного жилья.

Сельская местность

Программа предоставления гражданам жилья, взамен квартир в ветхом и аварийном фонде, распространяется на всей территории Российской Федерации. Действует программа и в сельской местности. Задачей программы является выдача жилых помещений населению, проживающему в домах, непригодных для проживания, а также ликвидация всего существующего в регионе ветхого жилого фонда.

Для выполнения целей программы созываются комиссии, которые правомочны признать дом непригодным для проживания, впоследствии такое здание подлежит ликвидации.

Также программа направлена на обеспечение людей, проживающих в деревенской местности, новым жильем, в связи с этим проектируется и застраивается новый жилой фонд.

Ликвидация ветхого жилья и переселение людей в новые здания в рамках государственной программы финансируются из бюджета сельского поселения, а также привлеченных средств.

Переселение

Если дом признан ветхим, и властями региона принято и подписано решение о расселении дома, жильцы переселяются в новое помещение в рамках государственной программы в установленный срок. Переселение осуществляется с соблюдением ряда условий:

  1. Жилье должно быть благоустроенным.
  2. Жилье должно находиться в том же населенном пункте, где ранее проживали граждане.
  3. Помещение должно быть не меньше по площади, чем квартира, в которой люди проживали до переселения.

Указанные правила соблюдаются в отношении граждан, пользовавшихся жилищем на условиях договора соцнайма, для собственников при переселении предлагается выкупная цена помещения либо предоставляется равнозначное жилище. Под равнозначным понимается помещение, содержащее столько же комнат, и имеющее площадь не меньше, чем квартира в старом доме.

Программа переселения не предполагает улучшения жилищных условий людей, выселяемых из ветхого фонда. Гражданину будет предложено жилье с таким же количеством комнат и той же площади, что и в расселяемом доме. На практике случаются обратные ситуации: новая квартира имеет меньшую площадь. В таких случаях целесообразно обращаться в судебные органы.

Снос

Дома подвергаются сносу по решению уполномоченных органов в случаях:

  1. Когда с просьбой о признании жилья ветхим и последующим сносе обращаются граждане, в этом случае собирается комиссия и принимается решение о необходимости сноса.
  2. Когда государственная программа запланировала ликвидацию строения.

Регионы Российской Федерации имеют свои программы по расселению и сносу. По общему правилу, первоочередному сносу подлежат здания, которые были официально признаны ветхими до 2012 года.

Для сноса строения необходимо получить официальное распоряжение, которое выдается после принятия решения о сносе коллегиальным органом – комиссией. Снос происходит поэтапно: основные конструкции здания разрушаются механическим воздействием, в окончании процесса обрушиваются оставшиеся части здания.

В исключительных случаях основные конструкции здания сохраняются, так как они могут использоваться для возведения нового помещения.

Расселение

Реализация государственной программы на бумаге и на практике может иметь существенные различия. Если дом официальным решением признан ветхим и подлежащим сносу, какие права есть у жильцов?

  1. Если выселяемый человек является собственником, он имеет право получить выкупную стоимость квартиры, иными словами, гражданин вправе забрать стоимость жилища деньгами и приобрести на эту сумму новую квартиру на свое усмотрение. Выкупная стоимость включает сумму на покупку жилья и расходы, связанные с его приобретением, переездом, оформлением документации, учитывается даже упущенная выгода гражданина. Для объективного представления о выкупной стоимости собственник может обратиться за официальной оценкой помещения, оценка поможет сориентироваться в истинной цене квартиры.
  2. Если выселяемый человек является собственником, он имеет право получить равнозначное жилище. Собственник имеет право получить квартиру, равную прежней по метражу и количеству комнат.
  3. Если выселяемый гражданин проживает в квартире на условиях социального найма, он имеет право получить равнозначное жилье. При этом важно знать свои права, чтобы не допустить их нарушения. Если у жильцов было изолированное жилое помещение, государство не вправе переселить их в коммунальную квартиру.

Закон устанавливает: защита собственности и вещных прав осуществляется с учетом пропорциональности и соразмерности, таким образом обеспечивается баланс законных интересов и прав всех участников жилищных правоотношений. В случае нарушения прав, жильцы дома могут обратиться с исковым заявлением в суд.

Если здание по своим техническим и архитектурным характеристикам уже не исполняет функции жилья, пригодного для проживания, однако, властями не предпринимается действий для признания его ветхим, люди продолжают жить в здании, рискуя жизнью и здоровьем, граждане вправе обратиться в судебную инстанцию.

Государственные органы тоже могут обратиться в суд, в случае, если жилец отказывается покидать здание, официально признанное ветхим и подлежащее сносу.

Государственная программа ветхое жилье, при условии ее добросовестной и своевременной реализации, решит жилищный вопрос для значительной части населения, проживающего в городах и сельской местности Российской Федерации.

Любые действия государственных органов федерального и регионального уровня в сфере жилья должны осуществляться с безоговорочным соблюдением принципа: исполнение государственной жилищной программы не может ущемлять законных прав и интересов граждан, это противоречит принципам основного закона государства.

Полезная информация по жилищным вопросам

Источник: https://advocate-service.ru/avarijnoe-zhile/programma-vethoe-zhile.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.