Поводы для развода

Расторжение брака

Поводы для развода

В Священном Писании мало, но удивительно емко сказано о браке.

Нехорошо быть человеку одному… То есть человек предназначен к тому, чтобы не быть одиноким, чтобы во второй своей супружеской половинке обрести полноту2.

Сотворим ему помощницу, соответственную ему… В древнееврейском слово переведенное у нас как помощница дословно означает восполняющая. То есть жена восполняет мужа в бытии.

Оставит человек отца и мать, прилепится к жене своей; и будут одной плотью… Одна плоть – значит одно существо. Быть вместе, жить одной жизнью с одними устремлениями, ценностями, радостями и горестями…

Это в Ветхом Завете. Новый же подтверждает и усиливает то, о чем говорится в Ветхом.

Вспомним, как Христос приходит на брак в Кану, чтобы поздравить молодоженов и даже делает им свадебный подарок – претворяет воду в вино.

Или вспомним замечательные слова о любви апостола Павла: любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. О чем это? О том, что супружеская любовь, единство, обретенное еще на земле, перейдут с нами в вечность.

Или вот: людям, которые не работают над своим характером и из-за этого брак рушится хорошо бы вспомнить о своей ответственности за это, ибо Сам Христос говорил нам об этом итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.

Брак – это навсегда. Единство мужа и жены – это единство не психологического или социального характера, но онтологического. Я уже приводил слова Господа из рассказа о сотворении людей – прилепится к жене своей; и будут одной плотью. Интересно, что эти же слова повторяет Христос – в Евангелии от Марка (10, 8) и Матфея (19, 6).

Одна плоть – по древневр. басар – означает одно существо, один человек. Теперь понятно, почему единство мужа и жены св. Иоанн Златоуст уподоблял единству существующему между Лицами Святой Троицы: «Когда муж и жена соединяются в браке, они не являются образом чего-то неодушевленного или чего-то земного, но образом Самого Бога»3.

Православная Церковь всегда, во все времена подходила к браку именно с такими высокими требованиями. «Вы говорите о идеале», – часто слышит священник от современных людей и на это отвечает одно: «а Церковь всегда и вела людей к идеалу…»

Единобрачие – это идеал. Это то, на что призваны ориентироваться все люди. И именно поэтому священнослужитель, который по определению должен быть идеалом для своих прихожан, может быть только единобрачным.

Если, даже по уважительной причине, брак разрушается, священник или диакон не могут вступить в повторный. Так же принять священный сан не может человек, который повторно вступил в брак, или женится на второбрачной.

Этот принцип настолько строго соблюдается в Православии, что немало достойнейших людей не были удостоены священного сана и служат Церкви в чине мирянина (таковы многие профессора Духовных Семинарий и Академий, сотрудники Патриархии, епархий и проч).

Итак, по замыслу Божию супружество – это вечное и нерасторжимое установление. Но в реальности, из-за греховности людей, брак мог разрушиться. В Ветхом Завете в книге Второзаконие сказано, что развод возможен, если муж находит в жене что-нибудь противное4.

По мнению исследователей, первоначально, под противным понималась супружеская неверность. Однако впоследствии, иудейские толкователи стали искажать эту заповедь и допускать развод по любым причинам удобным для мужчины.

Даже одного его желания, сопровождаемого словами, что его жена ему противна, было достаточно, чтобы он считал себя свободным от брачных уз.

Против такого искажения выступает Христос.

Спаситель напоминает, что Бог сотворил мужчину и женщину, чтобы те стали одной плотью и говорит, что позволение Моисея о разводе дано по жестокосердию5 человеческому, как исключительная, крайняя, мера.

В другой раз Христос уточняет, что существует только одна уважительная причина для развода – супружеская неверность6 – но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует.

То есть Спаситель очищает от позднейших искажений древнюю, Моисееву заповедь и говорит, что только супружеская неверность, измены могут быть причиной развода.

Апостол Павел добавляет еще одну причину – неверие супруга/супруги, но и тут добавляет, что желательно верующему супругу терпеть, молиться и верить в обращение своей второй половины.

Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его… Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь7.

То есть мы видим, что Богом заповеданный идеал, попадая в наши руки – руки греховных, злых, неверных людей, может быть поврежден.

В самом деле. Возьмем первый случай – супружескую неверность.

Если наша вторая половина не желает работать над собой, если, несмотря на все наши увещевания, не хранит супружеской верности, а постоянно обманывает нас, блудит, изменяет, зачем превращать жизнь для всех в ад? Мне как пастырю известны совсем вопиющие случаи. Жены любой ценой хотели сохранить брак, и тогда мужчины приводили любовниц домой и поселяли в соседней комнате.

Если жена сама все это вытерпеть еще и может, то должны ли страдать от этого зрелища дети? Какой пример, какую модель семьи они воспримут, если знают, что папа постоянно изменяет маме, а мама с этим мирится?..

В случае супружеской неверности, после многократных попыток исцелить ситуацию, после увещеваний изменника, если все так и остается самым правильным шагом будет расторгнуть брак. Мириться с беззаконием, закрывать на него глаза – значит потакать греху, в каком-то смысле становиться соучастником греха.

Представим теперь картину обрисованную апостолом Павлом. Неверующая половина. С грустью скажу, что мне как пастырю приходится встречаться и с такими историями. Муж не пускает жену в храм. Он рвет и спускает в унитаз ее иконки, он до истерики доводит детей, унижая их идеалы, говоря гадости о вере и святынях.

Если есть такое откровенное неуважение, то нормален ли такой брак?.. Ведь брак – это единство. А тут единства нет. И если все это как-то приемлемо для жены – чаще всего, если жена не имеет детей и любит мужа, я советую бороться за брак, – то нужно ли все это для детей?

И тут, чтобы не мучить друг друга возможно расстаться.

Вот исходя из этих соображений Православная Церковь и допускает развод как крайнюю меру. Как единственный выход из ситуации, когда по человеческой глупости, греховности, жестокосердию, сохранить уважительные и терпимые отношения не удается.

…Когда Христос учил о браке, проблемы вражды против веры не существовало – верили все. Тогда единственной проблемой были измены.

При апостоле Павле ситуация изменилась. Язычники и иудеи превращали жизнь своей супруги/супруга принявших крещение в кошмар. Тогда апостол Павел вводит новую уважительную причину для развода.

Реалии современной жизни таковы, что появились иные страшные недуги и язвы общества.

Одна из них – алкоголизм и наркомания. Некоторое время назад я разговаривал с женщиной которая, как она сказала, «собственными руками убила сына». Представьте себе ужас ситуации. Женщина врач реаниматолог, отказалась вызвать скорую помощь сыну, корчащемуся от передозировки наркотиков. Она ушла курить на улицу, зная, что в квартире умирает единственный сын.

— Почему? Спрашиваю я.

— Потому, что я работаю много лет с такими людьми. Я таких видела тысячи. И знаю, что если их откачать, это просто продлит их муки.

Она курила на улице и плакала, зная, что сегодня будет поставлена точка в многолетней безуспешной борьбе против той наркотической зависимости, которой страдал ее сын8.

Это, конечно, крайний случай. Но сколько таких семей, где один из супругов изводит всю семью и подает жуткий пример детям и не только не может, часто не хочет бросать наркотики…

Или алкоголизм… Я специально привожу примеры максимально утрированные, потому, что жизнь бывает порой очень жестокой.

Одна моя прихожанка, мать двоих детей, долгое время отказывалась развестись со своим мужем алкоголиком. Он и мучил и бил детей, избивал в припадках ее, а она все терпела, да говорила: «Ничего, батюшка. Христос терпел и нам велел». «Но зачем вы подвергаете этим мукам детей?» – спрашивал я тщетно…

Закончилось все очень грустно. Папа допился до белой горячки, позвал детей в ванную и на их глазах повесился…

Долгое время эти дети лечились у психоневролога и доныне (спустя 3 года) состоят на учете.

Имеет смысл сохранять такой брак? Да и брак ли это?

Если мы еще можем допустить подобную голгофу для бездетных супругов, то имеем ли мы право невинными и бесправными участниками этих бед делать детей?

Для православного человека высшим авторитетом является голос Церкви. Этот голос Церкви звучит на Вселенских и Поместных соборах, в писаниях учителей и отцов Церкви.

Немалое внимание в документах соборов (особенно последних столетий) уделено вопросу о возможности или невозможности расторжения брака.

Так Поместный собор 1917-1918 годов в «Определении о поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью» признал в качестве допустимых причин к разводу, кроме прелюбодеяния и вступления одной из сторон в новый брак, также:

отпадение супруга или супруги от Православия; противоестественные пороки; неспособность к брачному сожитию, наступившую до брака или явившуюся следствием намеренного самокалечения; заболевание проказой или сифилисом; длительное безвестное отсутствие; осуждение к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния; посягательство на жизнь или здоровье супруги либо детей; снохачество, сводничество, извлечение выгод из непотребств супруга; неизлечимую тяжкую душевную болезнь и злонамеренное оставление одного супруга другим.

Этой теме посвящены параграфы документа «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», принятого на соборе в 2000 году.

Напомнив перечень оснований к расторжению брака принятый Собором 1917-1918 г., Социальная доктрина указывает: «В настоящее время этот перечень… дополняется такими причинами, как заболевание СПИДом, медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания, совершение женой аборта при несогласии мужа».

Чтобы не создалось впечатления, будто православные определения слишком либеральны к греху и слабостям, приведу еще цитату из этого документа: «В целях духовного воспитания брачующихся и содействия укреплению супружеских уз священники призываются к тому, чтобы в беседе, предшествующей совершению Таинства Брака, подробно разъяснять жениху и невесте идею нерасторжимости церковного брачного союза, подчеркивая, что развод как крайняя мера может иметь место только в случае совершения супругами деяний, которые определены Церковью как поводы для развода. Согласие на расторжение церковного брака не может даваться ради угождения прихоти или для «подтверждения» гражданского развода. Впрочем, если распад брака является свершившимся фактом — особенно при раздельном проживании супругов, — а восстановление семьи не признается возможным, по пастырскому снисхождению также допускается церковный развод. Церковь отнюдь не поощряет второбрачия. Тем не менее после законного церковного развода, согласно каноническому праву, второй брак разрешается невиновному супругу. Лицам, первый брак которых распался и был расторгнут по их вине, вступление во второй брак дозволяется лишь при условии покаяния и выполнения епитимии, наложенной в соответствии с каноническими правилами. В тех исключительных случаях, когда допускается третий брак, срок епитимии, согласно правилам святого Василия Великого, увеличивается».

Вот в таком ключе и решают подобные вопросы пастыри Православной Церкви. Но лучше бы эти вопросы не возникали.

Милость Божия и Его благодать да пребудет со всеми нами!

Мир вашим семьям и сил в перенесении испытаний, претерпевший же до конца спасется.

***

1 Статья написана для католического молодежного журнала «Радуга».

2 О монашестве и безбрачии «ради Господа» говорить не будем. Это особый, уникальный путь, где полноту, восполнение, человек обретает в Боге.

3 Беседа 26 на 1 Коринфянам, гл. 2.

4 Втор. 24, 1.

5 Мк. 10, 5.

6 Мф. 5, 32; 19, 9.

7 1 Кор. 7, 12-16

8 Я не разделяю ее мнения, о чем у нас состоялась серьезная духовническая беседа, но касаться этой темы мы не будем.

Источник: https://azbyka.ru/parkhomenko/rastorzhenie-braka.html

Причины разводов в современных семьях

Поводы для развода

В последние годы Россия продолжает лидировать в мире по количеству разводов.

Процент расторжения браков в нашей стране составляет целых 57%, в то время как в Канаде этот показатель равен 48%, США – 46%, Франции – 38%, и последнее место занимает Япония, там показатель разводов составляет 27%.

“Практически каждый второй брак обречен на провал,” – сообщают социологи. Действительно ли “каждая семья несчастлива по-своему”, как сказал классик? Или все же можно выделить общие мотивы развода?

Развод – проблема века

Обращаясь к статистике, нетрудно заметить – еще 10 лет назад расторгался каждый третий брак, а на сегодняшний момент эта цифра в России сократилась до 2. Достаточно привести пример: в 2003 году было произведено 1225501 официальных закреплений союза, из них 667971 уже развелись, а это составляет 54,5%.

С каждым годом разница между количеством браков и их расторжением сокращается, а популярность зарегистрированных отношений падает. Существует объяснение данной статистики: на данный момент наступил брачный возраст для рожденных в 90-ых годах.

Как известно, в эти годы был демографический спад, последствия которого мы наблюдаем до сих пор, и много семей в то время считались неблагополучными. Но это далеко не единственная причина разводов современных семей.

Категории основных причин разводов

На семью и брак оказывает влияние множество причин и факторов: это и социальные, и личные, и политические.

Религия, особенности воспитания, характеры, традиции, идеология, личные цели каждого из партнеров – могут послужить причиной для развода. Что может стать веским доводом и причиной для расторжения брака – нельзя ответить однозначно.

В каждой семье возникают свои трудности, и их последствия всегда бывают разные. Однако, можно выделить несколько категорий основных причин разводов:

  1. Преждевременное необдуманное вступление в брак. Одной из частых причин, почему люди разводятся, является необдуманное решение вступления в брак. Много молодых людей, не имея представления о супружеской жизни, торопятся в ЗАГС, а со временем видят, что их ожидания от совместной жизни не оправдались и выход всего один – развод.
  2. Измена одного из партнеров. Супружеская неверность также является одной из самых популярных причин расторжения брака. По статистике изменником чаще всего бывает мужчина. И если измену мужа можно понять, то вот простить вряд ли получится, т.к. слабому полу свойственна излишняя эмоциональность. Бедность и измены – это самые популярные причины развода в России. А ведь поводом для измены супруга может послужить множество факторов, вот некоторые из них:
    • Поиск приключений, новых ощущений. Со временем отношения могут наскучить, привычная размеренная супружеская жизнь может окраситься в серые цвета, и партнер отправляется на поиски острых ощущений, не подумав о последствиях.
    • Новая влюбленность одного из партнеров.
    • Сексуальная неудовлетворенность. Отсутствие регулярной интимной близости может подтолкнуть вашу «половинку» на поиски приключений на стороне, а последствие – веская причина для развода.
    • Месть. Попытки восстановить чувство собственного достоинства, отплатив своему изменившему мужу «той же монетой», вряд ли поспособствуют укреплению вашего брака. А последствия не заставят себя ждать.
  3. Рождение ребенка, особенно в молодых семьях. Любой паре нужно время для «притирки» друг к другу. Почему разводятся молодые пары с ребенком вполне очевидно. Ведь появление нового члена семьи в еще толком несформировавшейся ячейке общества может послужить причиной дополнительных стрессов и неприятностей, и в итоге становится причиной разводов. Последствия будут не самыми хорошими, как для супругов, так и для ребенка. Кстати, наличие несовершеннолетнего ребенка является одной из причин расторжения брака через суд.
  4. Несовместимость характеров. Муж хочет в выходные отправиться на футбол, а Вы хотите в театр? Это может начать наталкивать на мысль: «правильно ли Вы выбрали супруга?»  Разные взгляды супругов на жизнь, различные пристрастия в еде, несхожесть вкусов в литературе, различный социальный статус супругов – частые причины развода в современных семьях.
  5. Бытовые проблемы. Носки, разбросанные по полу, не выброшенный во время мусор, не приготовленный к возвращению мужа с работы ужин, неубранная квартира, –  как ни смешно, могут послужить веской причиной для постоянных ссор, а если партнеры чересчур эмоциональны, то это может стать причиной для развода.
  6. Брак по расчету, в том числе для решения жилищного вопроса. Одна из причин для развода – преследование одним из супругов меркантильных целей: ради финансовой выгоды или ради получения квартиры.
  7. Вмешательство родственников в жизнь супругов. Тем более, если Вы проживаете в одной квартире с родственниками своей «половины», то этого не избежать точно. Более взрослые и мудрые родители всегда думают, что знают все лучше молодоженов и торопятся «залезть», куда не следует, дать совет, вместо того, чтобы позволить молодой семье самой разобраться во всем. Поэтому вмешательство родителей и других родственников становится причиной, почему люди разводятся.
  8. Борьба за лидерство в семье. Муж содержит жену или супруга зарабатывает больше своего мужчины – будьте уверены, ваш благоверный не упустит случая Вам об этом напомнить в разгаре очередной ссоры.
  9. Пагубные привычки одного из супругов: алкоголизм или наркомания. Могут сделать семейную жизнь партнеров невыносимой. В России они являются одной из частых причин для развода. Виновником зачастую является мужчина, неспособный бороться с пагубной привычкой.
  10. Финансовые проблемы. Материальные проблемы возникают в любой семье, но у молодых пар они могут стать неразрешимым обстоятельством и послужить примером, почему люди разводятся.
  11. Проблемы интимной близости. Также могут послужить причиной для развода. Заключаются в неудовлетворенности одного или обоих супругов. Неумение или нежелание обсуждать с партнером проблемы в этой сфере частенько могут послужить причиной для развода даже в продолжительных браках. Стоит отметить, что 37% опрошенных мужчин готовы развестись по этой причине, в то время как лишь 9% женщин считают это достаточным мотивом для развода.
  12. Слишком ранний или поздний возраст вступления в брак. Много молодых ребят, не имея достаточно жизненного опыта, и не способные оценить все достоинства и недостатки партнера, торопятся пожениться. Им нравится проводить время вместе, вести общую социальную жизнь: походы на дискотеки, вечеринки, в кино. Такие пары не думают о последствиях совместного сосуществования в повседневной жизни. И только после свадьбы раскрываются все недостатки у обоих супругов. Средним возрастом для вступления в брак у женщин считается 22 года, а у мужчин – 24.
  13. Бесплодие пары. Много современных семей называют причиной развода невозможность завести детей. Часто вместо обращения к специалистам супруги обращаются с заявлением о разводе в суд.
  14. Эмоциональная незрелость одного из партнеров. По большей части встречается среди молодых пар, и причина этому – банальная неготовность к браку. Чаще всего проявляется она у мужчин, а поэтому так много измен приходится на мужскую долю населения.

Удивительно, но в большинстве высокоразвитых стран причины разводов по большей части совпадают. Тем не менее, у каждого развода причины могут быть свои.

Какие еще факторы могут послужить причиной для развода

Мотивов, из-за которых разводятся люди, существует много. Но никто не может сказать, что прожив достаточное количество лет в браке, не дойдет дело до суда и развода. В подтверждение этому можно привести еще одну интересную статистику.

По годам жизни в браке в процентном соотношении разводы выпадают так:

  • до 1 года – 3,6%
  • от 1 до 2 лет – 16%
  • от 3 до 4 лет – 18%
  • от 5 до 9 лет – 28%
  • от 10 до 19 лет – 22%
  • от 20 и более лет – 12,4%.

Также согласно исследованиям социологов, более ответственным периодом в семейной жизни является возраст супругов от 20 до 30 лет. Браки, заключенные в возрасте до 30, примерно в 2 раза долговечнее браков, оформленных супругам уже за 30 лет.

Это связано с тем, что людям старше 30 значительно сложнее перестроить себя под требования нового супруга, труднее привыкнуть к проживанию вдвоем.

Возраст, на который выпадает большинство разводов, – это период от 18 до 35 лет. Причем большинство опрошенных развелись в возрасте от 25 лет и выше.

Также стоит отметить, что в разных возрастных категориях инициаторами развода могут стать как мужчины, так и женщины. В большей степени в возрасте до 50 лет инициаторами разводов выступают женщины.

В то время как после 50 ими становятся мужчины. Есть простое объяснение, почему так происходит.

У супругов свыше 50 лет, как правило, уже взрослые дети, а значит, развестись можно будет без участия суда, в случае отсутствия общего имущества, а супругу не придется платить алименты.

Указание причины расторжение брака в заявлении

В заявлении на развод, почему вы подали на развод, могут быть указаны разные причины. В России процедура расторжения брака достаточна проста. Можно развестись в суде или отделении ЗАГСа, подав заявление в соответствующий орган власти.

В 64% случаев разводящимся суд предлагает обдумать свое решение и дает на это месяц. К сожалению, забирают заявление о разводе только около 7% супругов.

Основные причины разводов, которые указывают в заявлениях:

  1. Не сложилась семейная жизнь;
  2. Не сошлись характерами;
  3. Существуют брачные отношения с другими человеком;
  4. Длительное раздельное проживание;
  5. Конфликты в семье.

В любом случае, развод – это глубокая семейная драма, которую будет непросто пережить любой из сторон. Особенно трудно переносят развод родителей дети. Самое ужасное последствие развода – тот факт, что ребенку придется расти в неполноценной семье.

Ведь ребенку не понять, почему его родители не хотят больше быть вместе. Какими бы ни были причины для развода, стоит хорошенько взвесить все «за» и «против» прежде чем делать поспешное решение. И если имеется хоть малейший шанс попытаться сохранить брак – вы непременно должны использовать его.

Помните, неважно из-за чего вы развелись, всегда виноваты оба супруга.

Советуем к просмотру:

Источник: https://helprazvod.ru/razvod/psixologiya-razvoda/prichiny-razvodov-v-sovremennyx-semyax.html

Причины расторжения брака в исковом заявлении – какую написать причину развода в заявлении

Поводы для развода

» Расторжение брака » Причины развода в исковом заявлении

5 247 просмотров

Расторжение брака в судебном порядке чаще всего является следствием непримиримого конфликта либо наличия общих детей. Эти обстоятельства накладывают на супругов ряд дополнительных обязательств, и одним из самых неприятных является посвящение в детали развода дополнительного круга лиц.

Объяснение причин расторжения брака — важное условие предъявления иска и весомый аргумент в споре с почти уже бывшим супругом, поэтому уклониться от него нельзя. Однако ничто не мешает изложить суть проблемы корректно и при этом достаточно емко для того, чтобы обосновать свою точку зрения и донести до судьи ее значимость.

Когда причины можно не указывать

Прекратить супружеские отношения семейная пара вправе и без указания мотивов, тогда, когда развод оформляется во внесудебном порядке.

Согласно ст. 19 Семейного кодекса РФ, расторжение брака возможно и в органе записи актов гражданского состояния (ЗАГС), если согласие на развод обоюдное и у супругов нет совместных детей.

Также, даже при наличии общих несовершеннолетних детей миновать судебные тяжбы по бракоразводному процессу можно в случае, когда один из супругов:

  • признан судом недееспособным (ввиду выраженного психического отклонения);
  • объявлен безвестно отсутствующим (возможно, если семья не знает о местонахождении и состоянии пропавшего более года);
  • осужден на срок от 3-х лет.

Во всех представленных случаях заявление о расторжении брака подается в отделение органа ЗАГС, в свое время заключившего супружеский союз, и в нем причины можно не указывать. Помимо этого, в соответствии со ст. 23 СК РФ, суд не выясняет мотивы развода, если иск подают оба супруга.

Мотивов для развода много и они бывают разными. Но истцу не обязательно красочно расписывать свою неудовлетворенность семейной жизнью. Более того, излагать это в официальном документе (а таковым является иск о расторжении брака) не желательно.

Рассказать о наболевшем можно психологу или, в крайнем случае, на судебном заседании, а для заявления подойдут стандартные формулировки. В зависимости от характера проблемы они подразделяются на несколько типов:

  1. Личные.
  2. Бытовые.
  3. Финансовые.
  4. Интимные.

Однако одной фразой здесь не обойтись, и суду, все же, нужно разъяснить суть проблемы так, чтобы не вызвать лишних вопросов, но достаточно ясно аргументировать свою позицию.

Личные причины

В данную категорию попадают мотивы, основывающиеся на мировоззрении и личных ощущениях заявителя. Это — знаменитое «не сошлись характерами», «столкнулись с принципиальными разногласиями», «остыли чувства» и т. п.

В общем все личные причины можно обосновать положением из СК РФ (ст. 1): «…Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов…».

Формулировкой «отсутствие взаимной любви, уважения и поддержки» можно выразить все личные причины развода — от потери нежных чувств к супругу до более пикантных, которые истец предпочитает не раскрывать.

Варианты:

  1. Нежелание продолжать брачные отношения ввиду непримиримых конфликтов (суть споров можно не указывать, а в суде пояснить, что происходят они, независимо от повода).
  2. Отсутствие оснований для построения совместной семьи.
  3. Безучастность супруга к личной жизни и интересам истца.

Личными мотивами можно аргументировать желание развода абсолютно в любых ситуациях, ведь никто не вправе принудительно удерживать одного из супругов в браке. Однако данная категория причин является наименее основательной и в некоторых случаях судья может отложить вынесение решения, назначив супругам срок для примирения (до трех месяцев).

Бытовые

Указание бытовых причин более конкретизирует возникшую проблему. Сюда относятся:

  • пагубные пристрастия ответчика (любого рода зависимости);
  • непроявление участия в семейных делах (воспитании общих детей, ведении хозяйства и т. п.);
  • агрессивное поведение супруга (как в адрес истца, так и его детей).

При изложении мотивов бытового характера следует придерживаться следующих рекомендаций:

  1. Избегать голословных обвинений. Ссылаясь на алкоголизм, наркоманию (другую психологическую зависимость) либо побои, важно понимать, что эти факты придется подтверждать справками из психо-неврологического диспансера или травмпункта. В противном случае истец может быть привлечен к ответственности за клевету.
  2. Стремиться к объективности. Проблема, послужившая причиной развода должна быть понятной окружающим. Это и отличает бытовые основания от личных, которые могут быть субъективными и исходить из ощущений истца. Поэтому, желая акцентировать внимание на бытовых разногласиях, следует разъяснить, в чем конкретно его не устраивает совместная жизнь с супругом и какими поступками он нарушает комфортный повседневный уклад семьи.
  3. Указывать существенные мотивы. «Разбрасывает носки», «не моет посуду» или «невкусно готовит» — вряд ли станет веским обоснованием развода. И, если поводом для прекращения брака для заявителя является действительно это, в графе «Причины» следует сослаться на личные мотивы.

Примеры изложения бытовых причин развода:

  1. Супруг уклоняется от обязанностей по воспитанию совместных детей (подразумеваются серьезные поводы — не проводит с детьми время, не реагирует на просьбы, не заботится и не ухаживает за ними даже в случаях особой необходимости).
  2. Муж или жена занимается исключительно своими делами, игнорируя интересы и нужды семьи.
  3. Брак стал обузой по причине зависимости супруга(и).
  4. Образ жизни (ФИО ответчика) препятствует комфортной обстановке в семье.
  5. Супруг применяет психологическое/физическое насилие к членам семьи.

Учитывая выраженность бытовой проблемы и степень переживаний, которые при этом испытывает истец, судья может вынести решение о расторжении брака в кратчайшие сроки, без назначения времени на раздумья. Но намеренно сгущать краски не рекомендуется — это чревато поворотом дела в совершенно иное, нежелательное для истца русло.

Материальное благополучие — основа существования и здорового микроклимата в семье. Продолжительные денежные трудности могут испортить практически любые отношения, особенно, если их своим безответственным поведением спровоцировал один из супругов.

Расточительство, нежелание работать, отсутствие вклада в семейный бюджет или «богатая» кредитная история являются уважительными причинами для того, чтобы как можно скорее расторгнуть брак с ненадежным спутником.

Более того, при наличии доказательств и веских доводов истца, ответственного за растрату семейных активов могут лишить прав на совместно нажитое имущество или значительно уменьшить его долю. Аналогичным образом заявитель дела по бракоразводному процессу вправе исключить свое участие в возврате долгов, которые в период супружества взял на себя ответчик.

Подробнее о разделе долгов супругов

Финансовые причины расторжения брака можно сформулировать так:

  1. Муж (жена) привел материальное положение семьи в упадок своими чрезмерными тратами и полным отсутствием вложений.
  2. Супруг отказывается выполнять обязательства по содержанию жены, находящейся в отпуске по уходу за общим ребенком (с момента, когда она ушла или должна была уйти в отпуск до исполнения ребенку трех лет).*
  3. Ответчик оформил кредит, потратил заемные деньги на личные нужды и переложил бремя его погашения на истца.
  4. Муж/жена нигде не работает и проживает на средства истца либо получает недостаточно для того, чтобы обеспечить себя и общих детей (за исключением случаев, когда ответчик является нетрудоспособным по уважительным причинам).

* — Иск о разводе при беременности жены и в течение года после рождения ребенка удовлетворяется только, если инициатором стала она.

В случае подачи требований о расторжении брака судья может предложить ей отложить бракоразводный процесс и вместо этого подать на алименты.

Если это не в интересах женщины, она вправе «усилить» иск и указать в нем дополнительные причины (личного, бытового или иного характера).

Сексуальная несовместимость — одна из распространенных причин прекращения супружеского союза. Но рассказывать о такой проблеме во всеуслышание приемлемо не для всех. И закон истца к этому вовсе не обязывает.

Излишне откровенное обстоятельство можно заменить на стандартную формулировку, отображающую личные мотивы развода.

Однако некоторые ситуации требуют раскрытия всех карт. Это, прежде всего, касается экстремальных увлечений партнера, а также тех, которые грозят реальной опасностью заявителю и/или окружающим.

Освещение интимных подробностей — не прямая обязанность супруга. Но это может сыграть на руку в разрешении сопутствующих споров, например о том, с кем после развода останутся дети, или об увеличении финансовых притязаний (пострадавший супруг может потребовать материальную компенсацию морального вреда или изменение условий брачного договора на более выгодные для себя).

Упоминание причины интимного характера необходимо в случае, когда один из супругов до вступления в брак сокрыл наличие у себя венерического заболевания или ВИЧ-инфекции.

Только в этом случае целесообразна подача искового заявления о признании брака недействительным, поскольку в соответствии с п. 3 ст.

15 СК РФ, это является прямым основанием для аннулирования официальных супружеских отношений с момента их регистрации.

Если для наиболее полного удовлетворения исковых требований необходимо указать интимные мотивы развода, для обеспечения максимальной конфиденциальности истец или ответчик (их представители) вправе подать ходатайство о закрытом рассмотрении дела. При его удовлетворении на заседание не будут допущены посторонние лица, включая родственников пары.

Что еще нужно указать в исковом заявлении

Исковое заявление включает в себя четыре структурных блока:

  1. Вводный («шапка»). В нем указывается ФИО и адрес истца, ответчика, наименование и местоположение суда.
  2. Описательный. Здесь и указываются причины расторжения, а также дата заключения супружеского союза, наличие и возраст общих несовершеннолетних детей, указание на его несогласие и другая дополнительная информация.
  3. Просительный. Отражает требования истца (о расторжении брака и, по необходимости, о разделе совместного имущества, назначении алиментного содержания и т. п.).
  4. Приложения. Содержит перечень документов, в обязательном порядке прилагаемых к иску.

Образец искового заявления

Скачать образец заявления

Грамотно указать причины подачи заявления не так просто, как кажется на первый взгляд. И дело не только в эмоциональной напряженности момента, а в том, что любая составляющая иска может сыграть решающую роль в результате рассмотрения процесса.

Конечно, расторжение брака при желании хотя бы одного из супругов произойдет в любом случае, но то, насколько быстро разрешится этот вопрос, и будут ли удовлетворены сопутствующие требования, во многом зависит от убедительности аргументов истца.

Юристы нашего портала помогут вам составить заявление и дадут действенные рекомендации относительно других этапов бракоразводного процесса. Помощь предоставляется бесплатно в режиме онлайн или по телефону.

Для вас работают БЕСПЛАТНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ! Если вы хотите решить именно вашу проблему, тогда:

  • опишите вашу ситуацию юристу в онлайн чат;
  • напишите вопрос в форме ниже;
  • позвоните +7(499)369-98-20 – Москва и Московская область
  • позвоните +7(812)926-06-15 – Санкт-Петербург и область

Источник: https://ros-nasledstvo.ru/prichiny-razvoda-v-iskovom-zayavlenii/

Развод по-христиански?

Поводы для развода

Иудеям был разрешен развод «по жестокосердию», в Евангелии Христос единственной причиной для развода называет прелюбодеяние.

Однако в Православной Церкви есть целый перечень причин, по которым дозволяется разводиться.

Почему? Отвечает иерей Димитрий ПАШКОВ, старший преподаватель кафедры истории Церкви и канонического права ПСТГУ, клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы в Красном Селе.

Развод по-христиански

Согласно определению Поместного собора 1917-1918 годов, поводами к расторжению брака в Русской Православной Церкви могут быть:

1. Отпадение от Православия (право просить суд о разводе принадлежит супругу, остающемуся в Православии).

2. Прелюбодеяние и противоестественные пороки.

3. Неспособность к брачному сожитию (если она началась до брака и не обусловлена преклонным возрастом; дело возбуждается не ранее чем через два года со времени совершения брака; если неспособность явилась следствием намеренного телесного повреждения после совершения брака, развод дозволяется).

4. Заболевание проказой или сифилисом.

5. Безвестное отсутствие (не менее трех лет; два года — если пропавший супруг находился на войне или плавал на судне).

6. Присуждение одного из супругов к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния.

7. Посягательство на жизнь и здоровье супруга или детей (нанесение тяжких увечий… или тяжких угрожающих жизни побоев… или важного для здоровья вреда).

8. Снохачество, сводничество и извлечение выгод из непотребств супруга.

9. Вступление одного из супругов в новый брак.

10. Неизлечимая тяжкая душевная болезнь, устраняющая возможность продолжения брачной жизни.

11. Злонамеренное оставление супруга другим супругом, если оно делает невозможным продолжение брачной жизни.

Согласно Основам социальной концепции РПЦ «в настоящее время этот перечень оснований к расторжению брака дополняется такими причинами, как заболевание СПИДом, медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания, совершение женой аборта при несогласии мужа» (ст. 10.3).

Причина номер один: смерть

В Православной Церкви брак может быть прекращен по двум основным причинам. Первая — смерть одного из супругов. В этом случае брак прекращается физически и овдовевший супруг может вступить в новый брак по изволению, данному апостолом Павлом (см. 1 Кор. 7: 8-9).

Вторая причина — это измена святым клятвам брака, прелюбодеяние. В этом случае брак прекращается юридически. Разводом в строгом смысле слова можно называть все то, что следует из второй причины.

То, что проистекает из первой причины — смерти одного из супругов или пропажи без вести, — правильнее называть прекращением брака.

В результате накопления исторического опыта Церковь сформулировала на основании двух первоначальных причин ряд других, исходя в своем отношении из принципа икономии — снисхождения и милости к людям.

К смерти супруга приравнивается его безвестное отсутствие в течение долгого времени: в таком случае оставшийся супруг признается вдовцом и не обязан томиться дальше в безнадежном ожидании.

Точно так же смотрели на невиновного супруга в случае осуждения другого супруга на каторжные (пожизненные, как правило) работы.

Однако, определяя причины для разводов, Церковь исходит из того, что все вышеперечисленные поводы являются для одного из супругов только возможностью, а не требованием. В Российской империи при осуждении к ссылке в Сибирь невиновному супругу обязательно ставился вопрос, не желает ли он последовать в ссылку за осужденным.

Сам отказ уже расторгал брак, после чего для этого супруга мог наступить новый . Жены декабристов, например, могли воспользоваться своим правом и потребовать расторжения брака, однако, как мы знаем, некоторые этого не сделали.

И сейчас, если муж прощает измену жены или жена готова жить с супругом, больным СПИДом, то ни о каком разводе речи быть не может.

Конечно, идеалом является только первый брак, который несет на себе печать Таинства, во образ уникального союза Христа и Церкви (см. Еф. 5: 23-33).

Второй брак, строго говоря, не является уже Таинством — сам чин второго брака не радостный, а покаянный, — но не исключает супругов из церковной общины. Мы знаем, что апостол Павел даже на брак вдовиц смотрел не очень благосклонно.

Но к ак апостол позволяет в виде снисхождения к немощи второй брак вдовцу, так же дозволяется новый брак и этим, условно говоря, вдовцам, потерявшим навсегда своих супругов.

Расширительное толкование измены

В своем определении причин для развода Церковь всегда исходила из слов Христа о том, что единственная причина для развода — прелюбодеяние (см. Мф. 19: 9) . Однако в истории Церкви понятие измены имело разные степени.

Так, в VI веке в Византии прелюбодеянием считалось, например, если жена провела ночь вне дома своего мужа или родителей.

И такая историческая условность была принята всем церковно-гражданским обществом того времени: «Так поступать не стоит, ибо квалифицируется как прелюбодеяние».

Из расширительного толкование измены выводится ряд других причин для развода. К измене приравнивается, например, если муж понуждает свою жену к прелюбодеянию.

Еще одна причина для развода, которая выводится из нарушения самих клятв при вступлении в брак — о взаимной любви и верности, — если один супруг покушается на жизнь другого. Сюда же можно отнести тяжкие побои и издевательства.

Кроме того, муж имеет право подать на церковный развод, если жена сделала аборт или имеет непреклонную волю этот аборт сделать. Симметрически можно сказать, что и жена имеет право просить развода, если муж принуждает ее к аборту.

Заболевание сифилисом, проказой, СПИДом указываются как возможные причины для развода потому, что их наличие делает супружескую близость между супругами невозможной. Конечно, брак возможен и без близости, но в таком случае он будет опираться на согласие здорового супруга.

Если согласия нет, то Церковь, снисходя к его слабости, не имеет морального права его заставлять, потому что физическая близость является одной из важнейших составных частей брака. При этом не нужно путать неспособность к физической близости и неспособность к деторождению.

Бесплодие не является уважительной причиной для расторжения брака.

Развод по взаимному согласию?

Однако сегодня самая распространенная формулировка причины развода — развод по взаимному согласию. В императорскую эпоху истории Церкви, которая длилась от Константина Великого до 1917 года, такой развод был возможен, только если он совершался ради более высокого нравственного идеала.

То есть если муж и жена после развода вступали в монастырь и если они при этом они обеспечивали своих детей наследством. Правда, и в поздней Византии были прецеденты, когда разводили и по непреодолимой взаимной ненависти, то есть когда супруги заявляли о том, что они не могут больше терпеть немощи друг друга.

Такие разводы известны из практики известнейшего церковного канониста XIII века архиепископа Димитрия Болгарского.

Конечно, такая причина для развода свидетельствует о глубокой христианской незрелости или о полном расцерковлении.

Что делать Церкви с теми, кто пришел за разводом? Нужно понимать, что мы переживаем эпоху второго крещения Руси. Есть люди, искренне пришедшие в Церковь, есть те, для которых это осталось формальностью.

Они приняли Таинство Крещения, однако, что такое церковная жизнь, ее таинства, им непонятно и они не стремятся это узнать, не исповедуются и не причащаются.

Поэтому нужно разделять приходящих за разводом людей на две категории: воцерковленных, которых можно судить по церковному законодательству и для которых это будет что-то значить, и на тех людей, которые только считают себя православными (потому что крещены).

В императорскую эпоху, например, до 1904 года, в Российской империи прелюбодей навсегда терял право вступить в следующий брак, и такое наказание для людей тогда еще что-то значило.

Сегодня церковные наказания смягчены, оставляют за собой только духовную природу (отлучение от Причастия), и это мало трогает тех, кто не прибегает к таинствам и не понимает их смысла.

В случае с прелюбодеянием мы должны были бы действовать по последнему постановлению Церкви на этот счет (от 1904 года), согласно которому прелюбодею после исполнения наложенной на него епитимьи разрешается вступить в брак еще один раз. Если же он и после этого прелюбодействует, то навсегда теряет возможность жениться. Однако это имело бы смысл только для человека воцерковленного. Сегодня мы не можем найти оснований для удовлетворения исков о разводе людей, которые только называют себя православными. Эта огромная часть абсолютно нецерковных людей нуждается в особом подходе, который Церкви еще только предстоит выработать.

Кирилл МИЛОВИДОВ

Как пережить измену?

Источник: https://www.pravmir.ru/razvod-po-xristianski/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.